Студенческие патенты в НГПУ: шаг вперед

Студенты Факультета технологии и предпринимательства НГПУ оформили свидетельство государственной регистрации на собственную разработку. 

По результатам научной работы студентов четвертого курса ФТП Максима Дорошенко и Кристины Маурер, был получен патент на обучающий модуль. Он рассчитан на обучение студентов и школьников основам моделирования в программе «Blender». 

− До этого патенты получали только преподаватели, так что получение свидетельства регистрации студентами - это нечто новое, свидетельствующее о высоком уровне заинтересованности студентов научной деятельностью, - считает руководитель студенческого научного общества ФТП Олеся Михайловна Осокина. 

До этого сотрудники ФТП НГПУ уже получали два патента. Первый - обучающий электронный модуль «САПР в преподавании графических дисциплин», автор - декан факультета Алексей Михайлович Лейбов. Второй - интерактивное электронное пособие «Создание интерактивных заданий с использованием Smart Notebook» Алексей Михайлович разработал совместно с Олесей Михайловной Осокиной. Затем было получено еще три патента, один из которых - студенческий. С сентября на факультете выбрали новых председателей ученого сообщества, и началась продуктивная работа по подготовке, в том числе, данного, обучающего модуля. 

− Наука развивается на ФТП: студенты пишут статьи, участвуют в конкурсах, выступают на конференциях, но патентоведение у нас до этого отсутствовало, а это очень важный показатель в научно-практической среде, поэтому мы сейчас привлекаем студентов к таким направлениям, как разработка программ, в дальнейшем планируем перейти к созданию изобретений, − добавляет Олеся Михайловна. 

Зарегистрированный модуль содержит как теоретический материал, так и практический: пошаговые инструкции к созданию первой модели, словарь-справочник, список горячих клавиш. Он может быть размещен как на локальном компьютере, так и в сети Интернет, что позволяет сделать его использование более гибким и универсальным. 

− Без свидетельства государственной регистрации все могут говорить, что они это изобрели, но как доказать? Если студенты грамотные, нацелены на научную деятельность, то всегда можно достичь результата. В среднем, на подготовку патента у нас уходит около полугода. С точки зрения научной деятельности это время окупается, ведь наработки в дальнейшем можно использовать для разработки модулей более высокого уровня, − поясняет необходимость патентования Олеся Михайловна Осокина. 

− Конечно, в процессах разработки с трудными вопросами нам помогал наш руководитель, но в целом это был доступный путь. Например, программировали в html мы сами. Естественно, что в создание модуля надо вкладывать труд и усердие. Было очень приятно, что первый студенческий патент на факультете именно наш, - описывает свои чувства Кристина Мраурер. 

− Мы получили полезный опыт, который в дальнейшем, безусловно, используем. − Мы выбрали «Blender», потому что эта программа легка для освоения новичками в 3D моделировании - студентов учат работать в ней с первого курса. Сначала появилась идея создать специальную платформу для обучения базовому уровню владения этой программой, затем мы стали разрабатывать данное направление, собирать учебный материал, последовательно размещать его в модуле, − рассказывает про разработку программы один из авторов, Максим Дорошенко. – Сложность, на мой взгляд, в том, чтобы правильно подобрать учебные материалы, расположить их в нужном порядке, проверить, чтобы их было удобно читать и легко понимать. 

Сейчас ФТП разрабатывает программы ЭВМ и готовится получить новые патенты - из пяти патентов три будут студенческими.

Дмитрий Здорников

Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет