Сибирский педагогический семинар в НГПУ: диалог о воспитании

2-4 декабря Институт истории, гуманитарного и социального образования НГПУ проводил VII Сибирский педагогический семинар «Педагогика и психология: диалог о воспитании».

Участниками семинара стали не только кандидаты и доктора педагогических и психологических наук города Новосибирска, но и приглашенные гости из Красноярска и Москвы. Гостей поприветствовал проректор НГПУ по научной работе Борис Олегович Майер.

– Я рад видеть такое количество людей, интересующихся вопросами воспитания. Ведь эта деятельность с древних времен была важна и востребована в обществе, – подчеркнул Борис Олегович. – Надеюсь, что Сибирский педагогический семинар еще многие годы будет собирать в нашем вузе педагогов и ученых из разных городов.

Мероприятие было приурочено к 45-летию кафедры педагогики и психологии ИИГСО НГПУ.

– За 45 лет кафедра педагогики и психологии ИИГСО НГПУ накопила огромный опыт и воспитала целую плеяду выдающихся ученых и педагогов, – отметил директор института Олег Николаевич Катионов. – И то, что Сибирский педагогический семинар уже стал традиционным научным мероприятием – это, конечно, заслуга кафедры и ее выпускников!

По словам одного из организаторов семинара, заведующей кафедрой педагогики и психологии ИИГСО НГПУ Татьяны Александровны Ромм, на семинаре обеспечивается не только научный диалог, но и преемственность – участие в мастер-классах и дискуссиях принимают магистранты и аспиранты.

– Мы поставили перед собой несколько задач, – рассказала Татьяна Александровна Ромм. – Во-первых, рассмотреть насущные проблемы воспитания с точки зрения двух наук – педагогики и психологии. Во-вторых, увидеть новые перспективы в развитии воспитательной компетентности современного педагога-психолога. В-третьих, организовать обмен опытом между учеными из разных частей России.

В первый день семинара состоялась панельная дискуссия «Профессиональная позиция педагога и психолога», на которой основным докладчиком была ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Нина Николаевна Михайлова.

– Я хотела показать поддержку, которую педагог оказывает ребенку, как жизненную позицию. Для меня педагогика поддержки – это способ спасти человека от потери чувства собственного достоинства. Мое выступление было построено на биографии выдающегося педагога Олега Семеновича Газмана, через нее я постаралась выразить педагогическую технологию, – поясняет Нина Николаевна Михайлова. – В целом такой семинар, думаю, очень полезен и актуален. А я сама была очень рада принять в нем участие, ведь я 20 лет назад работала в этом университете, с удовольствием посетила вуз сегодня, встретилась с коллегами и своими бывшими студентами!

Также в первый день работы семинара состоялась панельная дискуссия «Гражданское мировосприятие личности: постановка проблемы в координатах личной зрелости и просоциальной активности». В ней основным докладчиком был доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Илья Вадимович Егоров. В рамках этой дискуссии были затронуты вопросы социальной памяти, воспитательного потенциала волонтерской деятельности, социальная инициатива молодежи и гражданское воспитание как один из этапов формирования демократической культуры личности.

Следующую дискуссию открыла декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Владимировна Склярова с панельным докладом на тему «Диалог социального воспитания и религиозной культуры в процессе духовно-нравственного развития школьников». Участники дискуссии обсудили развитие духовных потребностей личности подростка, социальное воспитание в традиции отечественной педагогики и другие вопросы.

Второй день семинара был посвящен вопросам организации работы психологической службы в образовании, диалогического взаимодействия в психолого-педагогическом пространстве и экономики отношений. Последнюю тему освещал выпускники ИИГСО НГПУ, PhD, директор Департамента образовательных программ, академический директор Аспирантской школы по образованию Высшей школы экономики Александр Михайлович Сидоркин.

– Я уже в третий раз приезжаю на конференции и семинары, которые проводятся в НГПУ. Подобные встречи крайне важны, потому что есть много актуальных тем, которые требуют обсуждения в профессиональном сообществе, – прокомментировал Александр Михайлович. – Важно приблизить российскую педагогическую науку к мировому контексту, где сейчас один из основных вопросов – это именно экономика образования.

В третий день мастер-классы для участников Сибирского педагогического семинара провели Александр Михайлович Сидоркин и Нина Николаевна Михайлова.

– Я впервые на этом семинаре и все, что проговаривается здесь сегодня, безусловно, пригодится в будущей работе, – комментирует магистрант второго курса ИИГСО НГПУ Светлана Пономарева. – Я даже не ожидала, что здесь будет столько известных ученых, их мнение по актуальным вопросам педагогики и воспитания мне особенно интересно было послушать.


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет