«Раннее вмешательство эффективнее наказания»

22 февраля в НГПУ состоялся научно-исторический семинар с международным участием «Система перевоспитания детей и подростков, находящихся в исправительных учреждениях». Организатором мероприятия выступил факультет психологии (ФП) НГПУ. 

Семинар направлен на обозначение существующих на данный момент проблем, способов их ликвидации, а также обмен международным опытом по организации такой системы. 

— В постоянно меняющемся мире вопросы становления личности, влияния на личность становятся на первое место. В условиях увеличения криминализации, подрастающее поколение, не имеет внутренней устойчивости для сопротивления всем влияниям, оказывается в исправительной системе, — отметила декан ФП НГПУ Ольга Олеговна Андронникова в приветственном слове.

Помимо местных специалистов на семинаре выступил профессор университета города Кёльн (Германия) Филипп Валькенхорст. Его доклад был посвящен условиям успешного воспитания детей и подростков, находящихся в исправительных учреждениях.

Уже более двадцати лет профессор работает с несовершеннолетними, находящимися в исправительных учреждениях. И, по его словам, практически всё в немецкой системе направлено на то, чтобы подобрать правильные воспитательные мероприятия и подходы, вместо заключения несовершеннолетнего в тюрьму. 

Интервенция и ранее вмешательство гораздо эффективнее, чем наказание, — считают немецкие криминологи. В исправительных учреждениях Германии заключённых обучают профессиям, чтобы после освобождения им легче было вернуться и адаптироваться в свободной жизни. После выхода на свободу несовершеннолетний остаётся под присмотром социальной службы, которая предоставляет ему место в общежитии. Бывший заключённый может жить в нём до момента решения социального педагога о готовности к самостоятельной жизни. 

— Воспитание молодёжи и подрастающего поколения — одна из основных социальных задач. Мы знаем, что на данный момент существует ряд сложностей, ограничивающих возможности освободившихся молодых людей и создающих неблагоприятные условия для их ресоциализации, — подчеркивает декан ФП НГПУ Ольга Олеговна Андронникова. — Крайне важна помощь для того, чтобы совершив ошибку в начальный период жизни, человек не лишил себя возможности в дальнейшем жить нормально.

По словам декана ФП НГПУ, вопрос перевоспитания, создания среды, где могла бы развиваться личность заключённого, а также поддержки после освобождения, ещё требует большой доработки и на государственном уровне, и на уровне подготовки кадров.

Сергей Фенчин


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет