Эссе: Что же такое самоуправление?!

Продолжаем публиковать материалы участников Всероссийского турнира «Лидер и команда», которые писали эссе с изложением роли ученического самоуправления в жизни школы или гимназии. Итак, эссе «О роли самоуправления», команда «Молодежный авангард».

«О самоуправлении сейчас пишут много. Но чем больше читаешь, тем больше испытываешь недоумение: оказывается, возможны и вот такие порой странные взгляды на проблемы самоуправления. Невольно задумываешься: «Да об одном и том же мы говорим или о разных вещах?». Видимо, разные взгляды можно объяснить тем, что к самоуправлению одни относят самообслуживание, другие – обычное проявление инициативы и самодеятельности, несвязанное с принятием и реализацией управленческих решений, третьи ограничивают самоуправление временными рамками – чаще всего одним днем.

Для нашей команды подлинное самоуправление это:

  • Во-первых, это участие в нем большинства ребят, а не узкого круга актива и группы учителей.

  • Во-вторых, самоуправление не мыслится без поддержки педагогов, без сотрудничества со взрослыми. Взрослые приносят в содержание деятельности детей воспитательный смысл. Участвуя, как партнеры в совместной деятельности, они помогают ребятам в приобретении и осмыслении социального опыта в выработке адекватных способов взаимодействия с миром, в становлении системы мировоззрения и отбора ценностных ориентаций. Дети и взрослые находятся в диалоге друг с другом, вступают в диалог с социальной системой и оказываются во внутреннем диалоге сами с собой, беря на себя ответственность за общее дело.

  • В-третьих, оно должно быть с таким опытом  общественной деятельности, где можно увидеть ее результат.

  • И, наконец, в-четвертых, самоуправление не должно ограничиваться одним днем – ведь жизнь не останавливается ни до, ни после дня самоуправления.

Если раньше самоуправление в школах понималось как возможность передать учащимся какие-то достаточно простые функции, не связанные с принятием управленческих решений (самообслуживание, дежурство), то теперь возникла необходимость предоставления им возможности участвовать в осуществлении именно властных функций и именно ввиду их большей сложности (выбор профилей обучения и факультативов, трудоустройство обучающихся во время каникул, участие в работе Управляющего совета, разрешении конфликтных ситуаций и многое другое).

Сама жизнь, ее усложнение требуют привлечения все большего количества людей к руководству общественными делами, к участию в управлении. Но и мы все больше осознаем свою значимость, не хотим быть слепыми винтиками и лишь выполнять разработанное и принятое другими. Мы сами можем влиять на процесс выработки решений!

Благодаря  самоуправлению ученический коллектив способствует становлению демократической культуры, формирует навыки игрового общения и деятельности, способствует развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина своей страны, чувства сопричастности ко всему происходящему вокруг.

Позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность ученического самоуправления, предоставляющая право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, мы организуем своих товарищей на выполнение тех или иных заданий, участвуем в планировании, контролируем, проверяем друг друга.

Всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает  их определенное развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, мы приобретаем целый ряд привычек и навыков, знаний и умений. Таким образом, развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам, интересам строительства гражданского общества. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, мы  - подростки, привыкаем видеть в интересах общего дела свои личные интересы. Наша команда считает, что переживание общих, коллективных интересов как своих личных интересов есть важнейшее отличие передового российского человека.

Все знают, что любая проблема приобретает общезначимый характер. Если ее решение связано с судьбами многих людей. Чтобы выражать и отстаивать свои интересы, любой коллектив должен постоянно обновлять свои формы работы, уметь соотносить сиюминутные, ближние цели с дальней перспективой, уметь взаимодействовать с другими общественными силами, которые в свою очередь, не остаются неизменными и тоже объединяются, чтобы отстаивать свои интересы. Но если все будут печься только о себе и не жертвовать чем-то ради других, не идти на уступки, то, скорее всего, не смогут найти компромисс. А овладение искусством компромисса немыслимо без самодеятельности. Вот и получается, что самодеятельность и самостоятельность не только средство самопознания человека, но и непременное условие существования любой организации.

Школьная пора самая прекрасная, и именно здесь мы познаём что-то новое,  задумываемся, как получить хорошее образование и достойную работу. И вообще, как стать успешным во взрослой жизни. Современное общество нуждается в активных, инициативных, самостоятельных, духовно-нравственных людях, и самоуправление – реальный шанс стать таким!

Ждем ваши комментарии и приглашаем на наш будущий турнир - http://turnir.mmforum.ru/


Партнёр: Форум "Лидер молодежного самоуправления"