Институтом Пушкина создан электронный портал по изучению русского языка

 Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва) успешно реализован проект «Открытая электронная среда для изучающих русский язык и их преподавателей в странах Европы»[1].

Цель разработки – обучение пониманию сложных аутентичных устных и письменных текстов (аудированию и чтению) как одной из важнейших составляющих самостоятельного овладения языком. Формулировка соответствует документу «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», принятому Советом Европы (2001).

На сайте проекта, размещённом на портале «Образование на русском», представлены мультимедийные интерактивные уроки и комплексные тесты по аудированию и чтению, задания и тест по грамматике, а также материалы раздела «История и культура России». Все это выполнено группой филологов-русистов Института Пушкина в сотрудничестве с командой IT-специалистов, имеющих большой опыт создания электронных образовательных ресурсов. Материалы открыты для свободного бесплатного использования.

В декабре одновременно на двух площадках – в Российском центре науки и культуры в Братиславе (Словакия) и в Институте Пушкина в Москве –прошла завершающая международная научно-практическая конференция по теме проекта с анализом лучших практик и перспектив развития. Участие в ней приняли русисты образовательных организаций различных стран Европы: Австрии, Беларуси, Венгрии, Италии, Словакии, России, Чехии. С докладами выступили профессора Института Пушкина, в том числе представители молодого поколения преподавателей. Зарубежные участники представляли современные цифровые ресурсы по русскому языку, созданные с использованием различных электронных платформ как для обучения аспектам практического курса русского языка как иностранного, так и проверки знаний учащихся.Присутствовавшие на конференции горячо и бурно обсуждали доклады, задавали вопросы, предлагали свои комментарии, делились практическим опытом.

Одновременно с заседаниями в Братиславе проходила онлайн-сессияв Москве, организованная сотрудниками Департамента цифровых образовательных технологий. Большинство докладчиков затрагивало вопросы включения различных ресурсов портала в учебный процесс. Высокая оценка была дана таким ресурсам портала, как «Русский для наших детей» и мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». Ряд выступлений посвящался новым формам организации обучения, в том числе с использованием социальных сетей:«Учебный сайт как персональное взаимодействие при обучении русскому языку как иностранному на примере освоения понятия «русский мир», «Вебинар как форма организации межкультурной коммуникации», «Инновационные технологии в высшей школе: использование программной оболочки Moodle и интернет-ресурсов при обучении иностранных студентов»,«Аутентичные материалы по страноведению на уроках русского языка как иностранного», «Типы заданий по грамматике в электронном ресурсе «Встречи с Россией», «Обучение аудированию в условиях цифровой образовательной среды».Выступления транслировались в сети интернет и были доступны по ссылке, опубликованной на странице конференции на портале «Образование на русском».

По окончании и выступавшие, и слушатели отметили, что конференция, завершающая проект «Открытая электронная среда для изучающих русский язык и их преподавателей в странах Европы», была чрезвычайно полезной. Многие открыли для себя новые возможности использования цифровых технологий и познакомились с современными интернет-ресурсами, которые найдут своё применение в педагогической практике школ и вузов России и других стран Европы.


[1]https://mwr.pushkininstitute.ru/


Партнёр: Профориентационный портал "Моё образование"