СПбГУ готовит студентов к жизни в условиях высоких скоростей

В июле 2017 года утверждена правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», одним из базовых направлений которой является развитие образования и подготовка новых современных кадров. И если для подавляющего большинства вузов страны с момента появления данной программы началась новая эпоха, то для СПбГУ это стало очередным этапом совершенствования образовательных процессов.

 

 

О том, как в настоящее время происходит внедрение новых инструментов и подходов в «цифровом» образовании первого вуза России и что в планах на будущее, рассказала проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова.

Марина Юрьевна, какие задачи стоят перед образовательными учреждениями в связи с утверждением программы Правительства Российской Федерации?

Изменения, которые сопровождают переход общества в новую, цифровую эпоху, затрагивают все сферы жизни, а образование — в первую очередь. Именно перед вузами стоит важнейшая задача: подготовить необходимые кадры, которые будут отвечать запросам постоянно меняющегося рынка труда. Цифровая экономика — это не просто новая технология, это общество высоких скоростей, которые связывают буквально все в нашем мире. Наша главная задача как Университета — научить выпускников-универсантов жить в этом высокоскоростном «цифровом» мире и уметь своевременно откликаться на происходящие изменения.

При этом очевидно, что на сегодняшний день обучающиеся СПбГУ — бакалавриата, специалитета, магистратуры и наши гимназисты — уже обладают некоторыми компетенциями, необходимыми для жизни и работы в условиях цифровой экономики, иногда на очень высоком уровне. Информатика включена в школьную программу давно. Пока, несмотря на то что в документах правительственной программы есть словосочетание «базовые компетенции цифровой экономики», по сути эти слова не имеют определения. Одна из важнейших задач сейчас — понять те самые параметры, на которые будут ориентироваться вузы при составлении образовательных программ.

На чем строится в Университете реализация новой программы?

Хочу сразу отметить, что работа по внедрению цифровых технологий в образовательный и научный процесс ведется в СПбГУ давно. Нами накоплен некоторый опыт и понимание, а также ресурсы, которые сейчас позволяют оперативно откликнуться на распоряжение Правительства. Далеко не каждый вуз может с нуля начать готовить археологов со знаниями в области 3D-моделирования, а Университет может обучать своих студентов таким образом, чтобы они работали в самых разнообразных областях деятельности, обладая умением использовать самые современные цифровые технологии.

На сегодняшний день в СПбГУ примерно 30 образовательных программ напрямую связаны с цифровой экономикой.

«Информационная бизнес-аналитика» и «Бизнес-информатика», «Технологии баз данных» и «Автоматизация научных исследований», «Прикладная математика и информатика в задачах цифрового управления», «Прикладная математика и информатика в задачах медицинской диагностики» и другие. В 2018 году будет открыт набор на новые программы, среди которых «Управление бизнесом в цифровой экономике», «Социологические исследования в цифровом обществе» и другие. Нет сомнений, что востребованность этих программ среди абитуриентов будет высокой.

Каким образом будет организована дальнейшая работа Университета по совершенствованию образовательной деятельности?

Безусловно, цифровые технологии пронизывают абсолютно все сферы общества. Поэтому единственно верным решением при модернизации существующих направлений подготовки и создании новых программ является междисциплинарный подход. Должно быть осознанное соединение задач, методов и средств обучения, которые характерны для разных областей знаний. Хороший тому пример — программа «Управление бизнесом в цифровой экономике», главная задача которой — научить будущих управленцев грамотно ставить задачи перед программистами и разработчиками. Бизнес-аналитик должен обладать стратегическим мышлением и понимать все этапы цифровой трансформации конкретного бизнеса, при этом он не обязан писать программный код самостоятельно. Это уже задача программиста.

Помимо открытия новых междисциплинарных программ будет происходить постепенная перестройка уже существующих, что включает в себя прежде всего переосмысление внутренней идеологии. В первую очередь мы должны ответить на вопрос: чему нужно учить? Для решения этой задачи в октябре 2017 года была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители всех направлений подготовки Университета. Безусловно, деятельность этой группы будет происходить в тесном контакте с работодателями. В последние годы СПбГУ активно взаимодействует с представителями предприятий, которые заинтересованы в совместной работе с преподавателями СПбГУ над образовательными программами, прикладными разработками, необходимыми современному бизнесу. Все это помогает вырабатывать универсальные и профессиональные компетенции у выпускников Университета.

Еще одно важное направление нашей работы — определение базовых компетенций. Поскольку СПбГУ обладает собственным образовательным стандартом, мы можем самостоятельно определить, какими навыками и знаниями должны обладать выпускники. Наша задача — сделать базовые компетенции универсальными для каждого студента, независимо от направления подготовки. Дальше во всех программах они будут разными способами обеспечиваться. Для кого-то (программистов и разработчиков) это будет сфера профессиональной деятельности, а для кого-то (гуманитариев) — часть профессиональной подготовки (умение использовать необходимое ПО).

Какие еще инструменты, на ваш взгляд, будут эффективными при реализации такого широкомасштабного проекта?

В дальнейшем образовательный процесс все больше будет насыщаться новыми технологиями, поэтому все чаще мы будем использовать такой ресурс, как онлайн-курсы. В настоящее время учеными и преподавателями СПбГУ создано 4 онлайн-курса, связанных с изучением больших данных, среди которых «Введение в науку о данных» и «Базы данных». Онлайн-курс является некоторым законченным образовательным продуктом и дает возможность в режиме удаленного доступа прослушать нужный материал всем желающим, не только студентам и сотрудникам Университета. У студентов СПбГУ также есть возможность зачесть пройденный курс, и соответствующая информация найдет отражение в дипломе выпускника.

Прекрасной возможностью улучшить свои навыки и знания в сфере цифровых технологий для широкого круга специалистов станут многочисленные дополнительные образовательные программы. Так, любой желающий может освоить программу mini-MBA «Цифровая трансформация бизнеса». В рамках 120-часового интенсива бизнесмены и топ-менеджеры научатся применять digital-технологии, грамотно оцифровывать все этапы бизнес-процессов, а по результатам программы смогут вывести свое производство на качественно новый уровень и повысить свою ценность на рынке труда.

Важно и то, что по мере дальнейшего развития появятся новые предметы для исследований у ученых СПбГУ. Так, когнитивисты Университета с большим интересом будут, если уже не начали, изучать, как новые технологии влияют на наш мозг. Появление новой профессиональной лексики станет объектом исследования не одного поколения ученых-лингвистов. Можно не сомневаться — работы хватит всем!

 


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный университет