От глубоких недр Земли до космических высот

В Санкт-Петербургском государственном университете в настоящее время реализуются 49 образовательных программ аспирантуры. Несколько лет назад в Университете была создана программа «Моделирование и мониторинг геосфер», выпускники которой не только успешно строят научную карьеру, но и решают сугубо прикладные задачи в различных отраслях промышленности.

После обнаружения крупных месторождений нефти и газа в шельфовых морях Северного Ледовитого океана ведущие российские компании остро ощутили нехватку квалифицированных геофизиков, знания которых необходимы при разведке полезных ископаемых. «Наши студенты занимаются математическими методами анализа и обработки сейсмических данных, которые помогают прогнозировать и искать места залегания нефти и газа, — отмечает один из руководителей программы "Моделирование и мониторинг геосфер" доктор физико-математических наук и профессор СПбГУ Владимир Троян. — То программное обеспечение, которым сейчас пользуются во время арктических экспедиций для разведки углеводородного сырья, — это в том числе результат работы аспирантов-физиков Университета».

Однако Арктика — это не только богатый ресурсами регион, но и уязвимая экосистема, изменения в которой проявляются сильнее, чем в других уголках Земли. Изучение процессов, которые влияют на потепление климата не только в масштабах Северной полярной области, но и всей планеты, — одна из важнейших задач, которая стоит перед исследователями, занимающимися изучением физики атмосферы. «В отличие от географов, которые в основном описывают явления природы, наши аспиранты изучают физические механизмы процессов, протекающих в атмосфере Земли и других планет», — подчеркивает доцент СПбГУ и руководитель «атмосферной» части программы кандидат физико-математических наук Сергей Власенко.

Благодаря возможностям Научного парка СПбГУ будущие ученые физики могут экспериментально подтвердить гипотезы, которые они выдвигают в рамках своих научно-исследовательских работ. Например, работая в лаборатории дистанционного зондирования атмосферы, начало которой было положено еще в 1960-х годах, аспиранты разрабатывают новые методы интерпретации спутниковых снимков и изучают концентрации парниковых газов в атмосфере. Отметим, что в 2014 году разработки лаборатории СПбГУ легли в основу программного обеспечения для российского метеорологического спутника «Метеор-М» № 2 (Ученые СПбГУ разработали программное обеспечение для нового метеорологического спутника).

Полевые работы — важная составляющая многих исследований, предметом которых является окружающая среда. Аспиранты, занимающиеся палеомагнетизмом, участвуют в экспедициях в Карелии и на севере Кольского полуострова. Образцы горных пород с остаточной намагниченностью, которые находят студенты во время таких поездок, помогают восстановить поведение магнитного поля Земли в древние геологические эпохи.

Результаты своих исследований молодые ученые публикуют в солидных научных журналах, индексируемых в базах Scopus и Web of Science. Обширная партнерская сеть, в которую входят такие известные исследовательские центры, как NASA (США) и Институт Макса Планка (Германия), позволяет студентам программы поддерживать связь с ведущими учеными со всей Земли и быть в курсе самых передовых технологий.

Подробную информацию об основных направлениях исследований, учебных курсах и партнерах программы можно получить здесь.

Для информации:

Прием заявлений на программы аспирантуры в 2017 году проводится с 17 апреля 2017 года (в электронно-цифровой форме через официальный сайт СПбГУ) и с 3 июля 2017 года (в очной форме через комиссию по приему документов и через почтовых операторов) до 2 августа 2017 года.

Вступительные испытания на программы аспирантуры будут проводиться в период с 3 по 14 августа 2017 года. С подробной информацией можно ознакомиться на сайте приемной комиссии СПбГУ.

Партнёр: Санкт-Петербургский государственный университет