Акарологи сделали ряд важных открытий

Клещи подотряда Astigmata - микроскопическиечленистоногие, которые сопутствуют человекуповсеместно. Некоторые являются вредителями продуктовых запасов. Обитая в домашней пыли, они способны вызывать аллергию при попадании на кожу или в легкие, в редких случаях - анафилактический шок при употреблении зараженных продуктов. Клещи всесветно распространенного рода Tyrophagus – единственные многоклеточные организмы, проникшие на Международную космическую станцию и установившие там постоянную популяцию. Во многих странах виды клещей рода Tyrophagus резонно считают угрозой биологической безопасности, и их наличие в продовольственном импорте постоянно проверяют сотрудники карантинных служб. Несмотря на важное экономическое и медицинское значение,диагностика клещей рода затруднена из-­за значительной морфологической и генетической вариации его представителей.

За первый год работы по проекту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), посвященному изучению клещей рода Tyrophagus, учёные собрали 73 образца Tyrophagus в России, Бразилии, Коста-­Рике, на Кубе и в Японии.

Как отметил главный научный сотрудник международной комплексной научно-­исследовательской лаборатории по изучению изменения климата, землепользования и биоразноообразия ТюмГУ кандидат биологических наук Павел Климов, в результате работы выявлены 24 различных вида и 73 популяции клещей рода Tyrophagus. Удалось сделать ряд важных находок. В частности, Tyrophaguscurvipenis был впервые зарегистрирован на территории России и в Новом Свете (в обоих случаях вид был зарегистрирован как вредитель сельского хозяйства).

В первом случае он был найден на плодах экзотического растения чайот съедобный (или «мексиканский огурец»), которые становятся очень популярными как компонент диет для сбрасывания веса и импортируется во многие страны, главным образом, в США. В России Tyrophagus curvipenis был найден в персиках, завезенных из Испании.

«Наиболее интересные результаты включают также открытие нескольких уникальных видов клещей из сухой лесной подстилки тропических стран, которые занимают базальное положение на филогенетическом дереве, -сообщил П.Климов. ­- Наши результаты расширяют ранее имевшиеся данные о биоразнообразии и биологии Tyrophagus с позиции молекулярной биологии, опирающейся на генетические подходы и методы популяционной биологии. Мы открыли большое количество новых видов, применяя методы современной молекулярной систематики. Ранее такое было просто невозможно, поскольку традиционные морфологические данные очень сложно интерпретировать из-­за их крайней изменчивости».

Отметим, что никто ранее не применялкомплексный математический и генетический подход дляустановления границ видов клещей рода Tyrophagus. Изучение этих клещей принесет ещё много интересных открытий в будущем. В частности, акарологиТюмГУ интенсивно изучают взаимодействие клещей и их симбиотических бактерий, которые могут оказывать влияние на репродуктивную несовместимость (например, заражённые популяции клещей не могут скрещиваться друг с другом).
Также в планах секвенирование генома наиболее важного вида - Tyrophagus putrescentiae.Эти работы проводятся совместно с лабораторией акарологии Университета штата Мичиган (г.Энн Арбор,США).

Партнёр: Тюменский государственный университет