Ученые изучили восторг

Исследование эмотивной лексики в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся направлений в лингвистике, так как эмоции отражают ментальность определенного народа и формируют, наряду с другими факторами, языковую картину мира.

Сотрудники кафедры английского языка Тюменского госуниверситета профессор Ольга Пономарева и ассистент Марина Енева проанализировалиэмоциональныйкластер«восторг» / «delight» в русском и английском языках в рядеэссе Д.Пристли и К.Паустовского.

Интересно заметить, что в обоих языках данная эмоция может иметь противоречивые оттенки — в английском языке эмоция может быть связана как с внешними проявлениями неудержимой радости,так и с ощущением безмятежности и душевного спокойствия — peace of mind, paradise, inspire. В русском языке отличительной чертой является возможность смешения восторга с негативной эмоцией (восторг и сдавленная мука; замирать от восторга и грустить).


Исследование показало, что оба писателя испытывают чувство восторга от соприкосновения с природой, при этом особая роль в стимулировании данной эмоции отводится запахам; объединяющей реакцией на эмоцию сталсмех и неспособность контролировать себя.

Что касается отличительных черт, лингвистам удалось распознать некоторые дополнительные подтипы эмоции «восторг» в эссе Пристли — satisfaction, a happy adventure; ряд стимулов, которые связаны с повседневной деятельностью и обыденностью (trying new blends of tobacco; leisurely sea travel, etc.).

Физиологическая реакция оказалось более выражена у Паустовского, благодаря чему удалось установить некоторые симптоматические и концептуальные метафоры, типа «восторг - головокружение,глухо бьющееся сердце».

Полученные данные раскрывают специфику авторского мироощущения и особенности стиля художественной публицистики того и другого автора. Так, читатель обнаруживает романтическую приверженностьПаустовского, способного замечать необычное буквально во всем — «в монотонном осеннем дожде и в зеленой ряске на пруду». Умение вкладывать смысл в обычные вещи, и видеть в них то, что сокрыто от глаз окружающих, особенно характерно для эссе Пристли — «There was a time when merely wearing long trousers brought me delight».


Партнёр: Тюменский государственный университет