Меняется вуз – меняются формы работы

26 октября на сайте Минобрнауки России опубликовали результаты конкурса по повышению конкурентоспособности университетов. Именно в этот день стало известно, что Тюменский госуниверситет вошел в проект 5-100.

Свое искреннее желание участвовать в процессе реализации программы, собрав подписи, выразили уже более 1000 студентов ТюмГУ.

«Мне приятно, что без административного участия со стороны ректора в вузе началось такое позитивное движение среди студентов, - сказал ректор, открывая встречу. – Программа 5-100 действительно меняет университет. Мы очень грамотно вышли на старт и показали, что наши студенты – одни из лучших в России».

Меняется вуз – меняются и формы работы. 23 декабря в Техноцентре ТюмГУ состоялся открытый живой разговор студентов с ректором вуза в рамках Коммуникативной лаборатории – специальной площадки для обмена мнениями в рамках проекта по повышению конкурентоспособности ТюмГУ. Коммуникативная лаборатория – это возможность высказать свою точку зрения по предложенной теме и повлиять на принятие важных стратегических решений в университете. Таких каналов осмысленной коммуникации в ТюмГУ еще не было.

Вчера на первой коммуникативной лаборатории обсуждался вопрос об участии студентов в проекте 5-100. В ходе дискуссии студенты предложили ректору на рассмотрение свои инициативы и проекты.


О противоречивости информации

Одной из проблем, которую обнаружили студенты, ознакомившись с проектом, - стало недостаточное освещение проекта в студенческой среде. Первокурсники Надежда Горшкова и Вячеслав Урлов вышли с предложением создать в вузе Студенческий медиацентр 5-100.

«Важно создать положительный образ участия университета в проекте 5-100, – сказал Вячеслав, студент Института математики и компьютерных наук. – Однако информация, которую о проекте получают студенты, – сложна для восприятия. Обо всех возможностях, которые станут доступны студентам в связи с участием вуза в проекте, нужно рассказывать на понятном для студенчества языке».

Один из вариантов работы, предложенный авторами инициативы, – создание «пабликов» и страниц в социальных сетях, через которые будет транслироваться актуальная информация о проекте 5-100. Также внесено предложение визуализировать уже имеющиеся сведения.

По словам ректора, идея эта очень своевременная и важная. Создание студенческого медиацентра по продвижению университета в России и в мире можно будет включить и в дорожную карту по стратегической инициативе «Узнаваемость».

О «третьем месте»

Еще одну яркую идею озвучили на Коммуникативной лаборатории преподаватель Финансово-экономического института Евгений Зюбан, председатель студенческого совета Института биологии Алексей Мартынов и председатель студенческого научного общества ФЭИ Алексей Ягодкин. Группа единомышленников предложила создать в ТюмГУ коворкинг-центр – открытую площадку для диалога и реализации образовательных проектов преподавателей и студентов.

Студентам для получения знаний всегда нужно пространство, так называемое «третье место». Коворкинг-центр – это адекватный ответ на нужды современных реалий. Центр позволит решить существующие в вузе проблемы: отсутствие возможности общения студентов и преподавателей в неформальной обстановке, отсутствие в вузе подходящего пространства для совместного выполнения коллективных домашних заданий, отсутствие площадки для общения между студентами разных институтов.

Одной из заявленных целей создания центра является привлечение талантливых абитуриентов в ТюмГУ и погружение их в студенческую жизнь вуза, а также организация уникального рабочего пространства, где объединены технологии, творчество и свобода.

Стоит напомнить, что на недавней пресс-конференции ректор ТюмГУ предлагал серьезно задуматься над организацией пространств в университете. Он уверен, что современная идеология образования и учебные аудитории уже не соотносятся. Современная система предполагает диалог, командную работу, наличие быстрых коммуникаций, в том числе удаленных.

«Согласен, что такое современное место для неформальной работы должно быть в университете. Но фокус должен быть на науке. То есть на научно-просветительских мероприятиях, которые одновременно могут играть и роль профориентационных», - дал свою оценку идеи ректор.

В случае поддержки проекта, инициативная группа предложила разместить коворкинг-центр на 2 этаже Информационно-библиотечного центра или в 111 аудитории учебного корпуса на ул. Перекопская, 15а.

О путях развития студенческих объединений

По какому пути пойдет ТюмГУ в деле вовлечения студентов в реализацию программы конкурентоспособности вуза: по пути создания отдельного органа – студенческого проектного офиса, или будет действовать, как многие другие вузы-участники проекта 5-100, – через программу развития деятельности студенческих объединений?

Поразмышлять об этом предложила магистрантка Физико-технического института Анастасия Кондратьева.

На сегодняшний день студенты ТюмГУ могут представлять свои идеи в рамках работы Объединенного совета обучающихся, который действует в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений.

«Насколько целесообразно и эффективно создание Студенческого проектного офиса как отдельной структурной единицы?» – задала вопрос аудитории Анастасия.

Пока большинство участников Проектного офиса – это члены Объединенного совета обучающихся. Поэтому важно понять, каким образом все-таки должен определяться состав участников Студенческого проектного офиса 5-100.

«Нужно возложить эту обязанность на Объединенный совет обучающихся, в который уже входят лидеры студенческих объединений, заинтересованные в развитии своих инициатив или же включать в Проектный офис всех заинтересованных и активных ребят, готовых отстаивать свои идеи. Причем, студенты должны понимать, что входить в Студенческий проектный офис и иметь возможность принимать решения о развитии деятельности университета в целом – это престижно», - предложила Анастасия.

Председатель Объединенного совета обучающихся Мария Косицына считает, что было бы хорошо разделить деятельность Объединенного совета обучающихся, как органа, призванного, в первую очередь защищать права и интересы студентов, и Проектного офиса, который занимается студенческими проектами.

«Эти две структуры преследуют несколько разные цели. Хотя, безусловно, они должны быть взаимопроникающими, активно взаимодействовать друг с другом», - сказала она.

С Марией согласился заместитель руководителя программы развития университетаВадим Филиппов: «Студенческий проектный офис должен быть высоко интегрирован с Объединенным советом обучающихся, чтобы не возникло ненужной конкуренции».

В ходе жарких обсуждений участники лаборатории пришли к общему мнению. Студенческий проектный офис должен строиться как открытая площадка, где любой желающий или группа лиц сможет предложить свой проект. Никаких ограничений на вход в проектный офис не должно быть. Единственно нужно разработать процедуру оценивания и отбора проектов. Но ограничивать старт ни в коем случае нельзя.


Первая коммуникативная встреча с ректором прошла очень продуктивно. Помимо уже озвученных инициатив, были высказаны предложения поработать над проблемой недостаточного взаимодействия преподавателей и студентов (автор идеи – студент Института биологии Денис Базюк); с целью укрепления связи с выпускниками создать площадку для общения и обмена опытом под рабочим названием «Связь поколений» (автор – Анастасия Кондратьева) и другие.

Темойследующей Коммуникативной лабораторией по предложению преподавателей станет «Особый порядок оплаты труда в связи с показателями эффективности и результативности деятельности ППС», которая состоится 28 января 2016 года. Обращаем внимание на обязательную предварительную регистрацию.




Партнёр: Тюменский государственный университет