Языковые способности

Преподаватель и научный сотрудник Утрехтского университета (Нидерланды) Елена Сергеевна Трибушинина прочитала лекцию о проблемах детского двуязычия в рамках "Рождественских лекций" на факультете РГФ.

Языковые способности двуязычных детей обычно исследуются с помощью тестов, разработанных для монолингвов, несмотря на то, что двуязычное развитие принципиально отличается от одноязычного. Недостаток знаний по проблемам билингвизма и отсутствие тестов для билингвов часто приводят к тому, что логопеды ставят двуязычным детям диагноз «общее недоразвитие речи». Поэтому ученые различных стран в настоящий момент пытаются выяснить, чем же именно (нормальное) двуязычное развитие отличается от недоразвития речи.

В лекции были представлены новые результаты международного научного проекта по билингвизму, который Трибушинина возглавляла на протяжении последних четырех лет. Это исследование проводилось при финансовой поддержке Европейской комиссии. В рамках данного проекта ученым Утрехтского университета в сотрудничестве с коллегами из Центра Лингвистичеких Исследований (Берлин) и РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) удалось найти способ дифференцировать языковые профили здоровых двуязычных детей и детей с общим недоразвитием речи. Речевая продукция двух групп очень похожа (двуязычные дети, как и дети с речевыми нарушениями, делают в речи много ошибок). Однако в поминутной обработке языковой информации двуязычные дети не отстают от здоровых одноязычных детей, в то время как дети с общим недоразвитием речи с трудом интерпретируют грамматические категории и семантически важные элементы связности текста.


Партнёр: Кемеровский государственный университет