Зафиксирован негативный «прагматический сдвиг» в восприятии красивых объектов

В Год литературы в России доцент кафедры английской филологии Тюменского госуниверситета Ирина Белякова опубликовала результаты сравнительногоанализа составляющих концептуального пространства прекрасного в произведениях русских авторов серединыXIX -началаXXI в.
Материалом для анализа послужили повести И.Тургенева, А.Куприна, И.Бунина, В.Набокова, М.Зощенко, Л.Петрушевской, П.Санаева, Е.Гришковца, В.Пелевина.

По мнению эксперта, наблюдается снижение количества употребления лексики данной семантики в современных произведениях по сравнению с классическими.

Для сравнения, на 74366 слов трех повестей И.Тургенева приходится 177 микроконтекстов, содержащих лексемы эстетической оценки, а на 172000 слов текстов Е. Гришковца — всего 200.

Фрейм «нравственность» был вытеснен из современной концептосферы прекрасного и заменен «сексуальностью» и «порочностью», что связано с изменившимися культурными реалиями российского общества, главным образом, свободой нравов.

Образный компонент в обоих исторических периодах реализуется посредством визуальных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых и кинестетических образов. Образы более раннего периода основаны на семантике света, чуда, яркости, цвета, возвышенного и др.


"В литературных произведениях ценность красоты как эстетического феномена, способного вызывать лирические эмоции у читателя, снижается и почти равна нулю. Выпукло проявляется только ценность красоты с точки зрения сексуальной привлекательности объекта для лиц противоположного пола", - утверждает И.Белякова.

Все чаще в произведениях начала ХХI века красота объекта вместо удовольствия вызывает у читателя смешанные чувства жалости, граничащей с презрением и отвращением. Появляется иронический и саркастический оттенок словоупотреблений. Кроме того, образный компонент формируется лексикой с отрицательнымдобавочным значением; присутствует элемент комизма, трагикомизма. Механизмы создания образов, кроме традиционных (метафоры, эпитета и сравнения), включают антифраз, антитезу, сарказм.



Партнёр: Тюменский государственный университет