Что интересует журналистов о Проекте 5-100?

Проект 5–100 способен кардинально изменить судьбу Тюменского госуниверситета. Об этом на пресс-конференции рассказал ректор Валерий Фальков 17 декабря в новом читальном зале имени Гете. Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских университетов, в стране через пять лет должны появиться университеты-лидеры с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способные задавать тенденции развития мирового высшего образования.

Вузу необходимо будет продемонстрировать свою конкурентоспособность. «Университету предстоит найти уникальную модель развития, нельзя повторить путь уже существующих университетов-лидеров, например Кэмбриджа или Гарварда, у нас своя история. Чтобы добиться успехов, нужно сплоченно работать, – уверен ректор. – В вузе программу поддержали и преподаватели, и студенты».

Валерий Фальков подробно рассказал об истории Проекта 5-100, этапах участия в нем университета, создании студенческого проектного офиса, о поддержке в коллективе и желании стремительно двигаться вперед.

Как сообщил ректор, полностью эффект от участия ТюмГУ в проекте и реализации программы можно будет ощутить через 15–20 лет.

Журналисты были заинтересованы в подробных разъяснениях программы развития и ближайших перспективах первого университета в области. Вопросы были разноплановые и свидетельствовали о предварительном знакомстве с программой повышения конкурентоспособности ТюмГУ. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них.



- Вы отобрали 5 референтных вузов. Чем они помогут вашему университету?

"Этот выбор был осознанный.Такую референтную группу мы выбрали потому, что опыт указанных мировых университетовможно использовать у нас, они находятся в схожих природно-климатических, либо социально-экономических условиях, либо близки нам по типу. Самые хорошие отношения у нас с Университетом Фрайбурга. У нас много совместных проектов. Это престижный европейский университет с очень хорошей историей. Там сбалансированное сочетание инженерно-технического, социо-гуманитарного и естественнонаучного блоков. Университет Техаса в Остине или Университет Нового Южного Уэльса в Австралии – это университеты в ресурсодобывающих регионах. Они помогли преодолеть ресурсное проклятье своим регионам. Эти университеты стали активными участниками внедрения инноваций. При ресурсной экономике они сделали ставкуна современные отрасли. Университет Альберты в Канаде интересен нам потому, что у нас схожие проблемы. Добыча нефти и связанная с этим экология. Мы работаем с компаниями по экологическим вопросам. Поэтому нам интересно, как университет в Канаде взаимодействует с бизнесом. Корейский институт (KAIST) интересен для нас опытом быстрых побед. В течение жизни одного поколения – примерно за 50 лет – они смогли показать, как может меняться университет. Вуз превратился из безызвестного в университет мирового уровня".

- Есть такая старинная поговорка: «Упаси, Господи, от великого царского гнева и великой царской милости». То есть у вас сейчас случилась милость. Но вы ничего не сказали об ответственности. Возможности перед вузом открываются колоссальные, но какова ответственность? Вы сказали, что вход уже закрыт, а выход существует. Что с вас спросят, к чему обяжут?

"Ответственность колоссальная, но она не бюрократическая, в том смысле, чтобудут учитыватьпоказатели и надо будет их выполнять любыми способами. Здесь больше испытание коллектива на способность меняться, договариваться, перестраиваться, вместе идти вперед. За 2-3 года не рейтинги и не позиции в рейтингах нужны.Потому что все понимают, что это результат, который появится через 10-15 лет. Кто покажет большую динамику – не в копировании западных образцов – динамику в решении проблем, характерных для российской высшей школы (качество образования, тесное взаимодействие с работодателями), кто найдет лучшие уникальные управленческие решения, тот и победит. Вызов для нас – осознать, понять и двигаться. Те вузы, кто быстрее мобилизует коллектив, кто сможет увлечь, вовлечь и зажечь сотрудников, преподавателей, студентов, тот и победит в этой конкурентной борьбе".

- Что дает университету участие в Проекте 5-100?

"Победа в столь престижном конкурсе - событие не рядовое. При определенных условиях оно может иметь самые положительные последствия в долгосрочной перспективе. Заявленная программа позволит перейти от модели выживания к модели быстрого развития. Для инициативных, творческих, нестандартно мыслящих сотрудников открываются прекрасные возможности для самореализации и профессионального роста. Новые темпы и форматы работы – это не только новые вызовы и проблемы. Те, кто научится жить в этом темпе и эффективно работать, отвечать на новые вызовы, почувствуют реальные изменения, в том числе в части вознаграждения. Конкуренция кардинально изменит ситуацию в коллективах и университете в целом. Для студентов повышается ценность диплома перед работодателем, открываются широкие возможности по прохождению зарубежных стажировок, в разы увеличится качество предоставляемых образовательных услуг".

- Преподавателей интересует заработная плата. По какому принципу будут выстраиваться трудовые отношения с преподавательским составом?

"Особый порядок оплаты труда в связи с показателями эффективности и результативности деятельности преподавателей прорабатывается в университете давно. Заработная плата научно-педагогических работников вузов всегда рассчитывается особым образом. Ее размер напрямую зависит от квалификации (ученой степени, звания), стажа работы, учебной нагрузки. На протяжении последних двух лет в университете уже действует система стимулирования научно-педагогических работников, заведующих кафедрами, директоров институтов через оценку показателей эффективности труда. По результатам работы за 2014 год 96 научно-педагогических работников университета на протяжении года ежемесячно получали надбавку «За вклад в научную репутацию ТюмГУ» в размере 15 тысяч рублей. Надбавка устанавливалась по результатам оценки показателей эффективности деятельности научно-педагогических работников по публикационной активности. Кроме ежемесячных выплат устанавливались и продолжают устанавливаться разовые надбавки за выполнение и других показателей эффективности – за защиту докторских и кандидатских диссертаций, за публикации статей в высокорейтинговых журналах и т.д. За последние два года уже начала складываться система внедрения механизмов эффективного контракта. Разница лишь в том, что до настоящего времени показатели эффективности, критерии оценки, размер стимулирующих выплат устанавливались приказами ректора, а теперь будут включены в трудовой договор с каждым работником".

- Вы упомянули о том, что придется привлекать иностранных специалистов не менее 10%. Работают ли на сегодняшний день иностранные специалисты в вузе и есть ли потенциальные кандидаты на приглашение в Тюмень? Как обстоят дела с иностранными студентами?

"Иностранные преподаватели у нас есть. Но пока их мало. Привлечение иностранных преподавателей – это нормальная практика для всех ведущих вузов. Из чего мы исходим в данном случае: из того, что к студентам должен заходить лучший специалист из предметной области. Посколькулучшие исследователи живут в разных странах, все университеты борются за них и стараются привлечь их к себе. На начальном этапе мы будем активно привлекать иностранных профессоров для участия в новых научных проектах ТюмГУ. Что касается иностранных студентов, то наша основная задача состоит в том, чтобы они поступали к нам в Тюмень на очную форму обучения. Нам предстоит проделать большую работу над тем, чтобы привлечь студентов из-за рубежа. Прежде всего, существенно увеличить количество англоязычных программ".

- В связи с участием в этом проекте планируется ли упразднение заочной формы обучения?

"Нет. Это один из мифов. Никакого упразднения заочной формы не планируется, но планируется увеличение числа студентов очной формы обучения. Должны сместиться акценты. У нас сегодня заочников учится больше, чем очников. Это неправильно. Мы хотим стать полноценным вузом очной формы обучения. Для этого будем открывать новые формы подготовки, увеличивать набор на некоторые существующие, пользующиеся популярностью у абитуриентов. Мы считаем, что число студентов-очников будет увеличиваться, а заочное направление будем сокращать. Но не исключать полностью. Мы хотим реформировать Институт дистанционного образования и, думаю, к 2020 году нормальным будет соотношение 70 процентов студентов очной формы обучения, 30 – заочной".

- Будете открывать Общественный совет. Зачем, что он будет собой представлять?

"В определенной степени это реакция на события, которые произошли. Раз уж у общественности есть интерес, мы с удовольствием посоветуемся. Университет существует не сам для себя, а для города, региона, страны.Поэтому среди коллегиальных, консультативных органов управления программой будет не только международный экспертный совет, но и общественный. Каким он будет, мы сейчас размышляем. Есть один очень тонкий нюанс. Мы готовы говорить с общественностью там, где нам нужны советы и помощь, корректировать свои действия, но не хотелось бы, чтобы общественность, в широком смысле, использовалась кем-то как инструмент давления на университет, потому что коллеги в институтах, на кафедрах забеспокоились, что мы можем потерять университетскую автономию, и мнение университету будет навязываться извне. Нужен разумный баланс. Думаю, мы его найдем".

- Если бы вы были студентом, что бы вы внесли в дорожную карту?

"Я бы порекомендовал ректорату и ректору очень серьезно задуматься над организацией пространств в университете. Отойти от стандартных шаблонов и максимально использовать все, что есть вокруг, по-другому, по-современному. Надо переделывать огромное количество пространств. Современная идеология образования и учебные аудиторииуже не соотносятся. Раньше была классно-урочная система, когда заходит преподаватель, все сидят по рядам. Современная система предполагает диалог, командную работу, наличие быстрых коммуникаций, в том числе удаленных. А это другая организация пространства.Для получения знаний поколению Y нужны комфортные условия обучения".

- Что будет самым трудным при реализации этой программы, и каких результатов ждете в ближайшее время?

"Самое трудное – по-настоящему вовлечь многотысячный коллектив преподавателей и студентов в созидательную работу, когдапрограмма станет прочувствованной, и каждый преподаватель будет говорить: я ее поддерживаю, в ней участвую, и на таком-то участке делаю то-то. Это самая сложная задача. Какому вузу это удастся в большей степени, тот и одержит победу в ближайшие 5 лет. Даже если он не войдет ни в один из рейтингов. Но вуз покажет себя через 10 – 15 – 20 лет, потому что такой университет перейдет на "новые рельсы". Невозможно серьезно в университете говорить о каких-то значимых результатах меньше, чем в пятилетней перспективе".

Публикации в Интернет-СМИ по итогам пресс-конференции:

В ТюмГУ будут открывать новые направления подготовки

Иностранные профессора не вытеснят местных

Нельзя примерить на ТюмГУ костюм Кембриджа

ТюмГУ планирует сократить неэффективные направления подготовки

ТюмГУ намерен оптимизировать расходы

В ТюмГУ более чем вдвое может увеличиться количество студентов-очников

Общественности не дадут стать инструментом давления на ТюмГУ

Проект 5-100: ТюмГУ ждут большие перемены

Мы должны отвечать на предпочтения студентов

Корпус ТюмГУ отреставрируют




Партнёр: Тюменский государственный университет