Эксперты: тюменские протесты следуют в русле общероссийских тенденций

Репертуар протестный действий в Тюмени стал темой исследования научных сотрудников Центра сравнительных исторических и политических исследований (г.Пермь) Андрея Семенова и ИПОС СО РАН Олеси Лобановой.

Применяя подход «состязательной политики», авторы проанализировали, какие протестные формы используются участниками, что влияет на эти предпочтения, какова динамика протестной политики в городе.

Полученная база данных позволяет проследить многолетнюю динамику (с 2008 г), пик которой пришелся на 2011 год. Большинство из них (за вычетом акций декабря 2011 г.) были мобилизованы коммунистами.

За эти годы в среднем у обычного тюменца была возможность каждые пять дней видеть протестные мероприятия. Частные лица, не связанные с политическими организациями, инициировали около 23% всех акций.

Самыеактивныегруппы, по мнению исследователей, — обманутые дольщики, работники предприятий и жители, протестующие против уплотнительной застройки и по поводу других городских проблем. Оценить общую численность протестовавших затруднительно, в среднем в акциях участвуют 55 человек.

На городском уровне протестный репертуар имеет отчетливые очертания: митинги, пикеты и одиночные пикеты занимают первые три места по распространенности. К ним обращается большинство участников независимо от формы организации и идеологических предпочтений, опыта и ресурсов.

Схожесть репертуаров эксперты во многом объясняют общей протестной культурой, подразумевающей, что о формах осведомлены сразу несколько сторон: организаторы знают, что необходимо делать, а широкая аудитория — как это воспринимать.

Кроме того, как утверждают ученые, тюменские протесты следуют в русле общероссийских тенденций: смена акций прямого действия середины 1990-х гг. (захват помещения, перекрытие дороги) на символические формы (митинги, пикеты) в 2000-х.



Партнёр: Тюменский государственный университет