Всероссийский инженерный конкурс: от конкурса дипломных работ к инженерным соревнованиям мирового уровня

Молодые инженеры России встретились в конструкторском состязании, организованном Университетом машиностроения в финале Всероссийского инженерного конкурса. Ежегодный Всероссийский инженерный конкурс (ВИК), организованный Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с государственной корпорацией «Росатом» в НИЯУ МИФИ, в этом году был проведен на новом уровне: представленные проекты предлагали решения для реальных отраслевых задач, а задания финала были практико-ориентированными и заставляли участников задействовать все профессиональные и личностные ресурсы для их успешного решения.

В финальном мероприятии Всероссийского инженерного конкурса приняли участие Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко.

Команды финалистов Всероссийского инженерного конкурса должны были за неполный день построить экономически оправданную систему получения электроэнергии. При определении победителей учитывалась рентабельность предложенного решения: как дорого стоит энергия, производимая на установке, насколько она эффективна. Команды, собранные на месте под конкретную задачу, попали в реальную ситуацию: нужно было использовать физическое явление — падение груза — для получения максимальной электроэнергии. Участники должны были построить крепкую и устойчивую конструкцию, создать эффективные механическую передачу и электрогенератор. На решение задачи давалось шесть часов, материалы и инструменты можно было выбирать. В роли технических экспертов, ответственных за регламенты конкурса, выступили декан энергетического факультета Университета машиностроения Леонид Марюшин и руководитель образовательной программы «Современная космонавтика» Александр Шаенко.

«Профессиональная траектория современного инженера допускает разные направления развития, – отмечает модератор итогового круглого стола ВИК Никита Анисимов, первый проректор Университета машиностроения. - Это может быть карьера в R&D-подразделениях государственных корпораций, работа операционистом на высокотехнологичном предприятии, академическая карьера или собственный технологический бизнес. Каждая из этих траекторий требует понимания полного жизненного цикла инженерной разработки: от замысла до эксплуатации».

Команда Университета машиностроения SMC MAMI получила награду в номинации "Инженерный конкурс студенческих проектных коллективов". Команда целый год работала над разработкой легких электромотоциклов MIG-4 Ion и MIG TITAN для участия в международных соревнованиях Smartmoto Challenge. Цель проекта - производство полностью функционального, отвечающего требованиям европейских стандартов мотоцикла класса L1E или L3E. Каждый год регламент соревнований изменяется под различные задания. На сезон 2014-2015, согласно регламенту, необходимо было спроектировать и построить электромотоцикл для доставки пиццы. Обязательная часть соревнований Smartmoto Challenge - создание бизнес-плана, который объясняет, как именно команда планирует запуск проекта с точки зрения организации производства, цен, дилерской сети, рынков сбыта. В этом году команда SMC MAMI завоевала первое место на международном чемпионате Smartmoto Challenge в Барселоне.

На состоявшихся 25 – 26 декабря проектных сессиях, посвященных будущему Всероссийского инженерного конкурса, большое внимание было уделено роли инженерных соревнований и проектов полного жизненного цикла в подготовке инженерных кадров, способных обеспечить России технологическое преимущество на мировом рынке. Участники проектных сессий отметили необходимость проведения соревнований, позволяющих сравнить компетенции инженеров, работающих в разных отраслях и на разных этапах жизненного цикла разработки, например конкурса межотраслевых инженерных команд.


Партнёр: Московский политехнический университет