В зоне внимания - обучение детей и родителей-мигрантов

Mеждународная видеоконференция «Содержание и технологии обучения детей и родителей-мигрантов» объединила специалистов Тюменского, Новгородского и Кубанского госуниверситетов, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогическогообразования, а также зарубежных коллег из Фондового университета г. Хильдесхайм (Германия) и Академии последипломного образования (Беларусь).


Конференция прошла в рамках совместного европейского проекта TEMPUS IV/VI«Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями». Как сообщил координатор проекта, проректор по научной работе ТюмГУ Андрей Толстиков, для Тюменской области проблематика не нова: регион всегда был перекрестком миграционных потоков и остается таковым сегодня.

Он также отметил, что в ТюмГУ действует целая система механизмов для поддержки мигрантов: Международный компетентностный центр инклюзивного образования, Центр адаптационных практик и тестирования, Центр тюркологии.

О том, что миграция сталамощным движением, отметила в своем выступлении директор МЦИО Людмила Волосникова: «Уже порядка 200 млн человек проживают не в стране своего рождения. Россия занимает 2 место в мире по количеству принятых трудовых мигрантов».


Елена Тумакова, директор Центра адаптационных практик и тестирования, заострила внимание на отсутствииу переселенцев представлений о российской системе образования, а также на том, что русский язык в семье мигрантов знает лишь отец, а мать занимается воспитанием детей.

Профессор кафедры дефектологии и возрастной физиологии Наталья Малярчук напомнила, что каждая культура уникальна, и часто приезжим необходима чисто человеческая поддержка и участие; обязательно планирование общения с каждой семьей с целью установления доверительного контакта.

Результаты свой работы сообщили доценты кафедры общей и социальной психологии Ольга Андреева и Галина Морева. Оказалось, что мигранты стали сами обращаться к психологам. При этом выявилась тенденция: визит к психологу представители некоторых национальностей воспринимают лишь как возможность выговориться. Потому психолог сталкивается с парадоксальной ситуацией – он может помочь, а клиент желает только поговорить.


Тематика выступлений специалистов была глобальной. Завершая конференцию, заведующая Центром международных и региональных проектов (г.Санкт-Петербург) Наталья Богатенкова отметила, чтонакопленобъемный опыт работы с мигрантами. Многие проблемные моменты постепенно проясняются и воспринимаются как новые возможности, а не препятствия.


Партнёр: Тюменский государственный университет