Альфа-активность головного мозга в зоне внимания ученых ТюмГУ

Доценты ТюмГУ Марина Плотникова и Наталья Турбасоваизучили взаимосвязь между показателямиэлектроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вниманием мальчиков и девочек 8 лет.

В зависимости от частоты имеющегося альфа-ритм школьники были разделены на шесть групп. Само изучение электрической активности детей проводили в утренние и дневные часы.


Для исследования показателей произвольного внимания ученые использовали тест Ландтольта, включающий в себя такие показатели, как скорость переработки информации, среднюю продуктивность, среднюю точность работы, а также коэффициенты выносливости и точности.

Результаты исследований показали, что показатели ЭЭГ школьников младших классов обладают ярко выраженными индивидуальными особенностями, к числу которых можно отнести высокоамплитудную активность и нечеткую пространственную организацию. Напомним, что несмотря на то, что рисунок (паттерн) ЭЭГ имеет общие признаки для всех людей, он также обладает межиндивидуальной вариабельностью.

Несмотря на то, что различие амплитудных характеристик альфа-волн между мальчиками и девочками достоверно не было выявлено, но зависимость между показателями частот альфа-ритма и произвольным вниманием у детей существует.

Справка:

Уже не один десяток лет медицина использует такой метод как «электроэнцефалограмма» (ЭЭГ). Он позволяет зафиксировать электрические импульсы, исходящие от определенных зон головного мозга.

Болееполувека назад немецкий физиолог и психолог Ганс Бергер открыл альфа-волны (получившие название волн Бергера) мозговой активности, лежащие в полосе частот от 8 до 14 Гц и имеющие амплитуду 30—70 мкВ. Альфа-активность прослеживается в задних отделах мозга (затылочная и теменная области), где они особенно хорошо выражены. Согласно некоторым авторам, альфа-ритм сказывается на процессах анализа и переработки поступающей информации.

Изучение альфа-активности является важной задачей современной нейрофизиологии, поскольку именно альфа-частоты служат показателем активности префронтальной коры в возрасте 7-8 лет, которая, в свою очередь, может многое сказать о становлении высших нервных функции, таких как, произвольное внимание. Последнее, бесспорно, играет огромную роль как в повседневной деятельности, так и в процессе обучения.





Партнёр: Тюменский государственный университет