В НГПУ внедряют новую модель организации практик будущих педагогов

В НГПУ переходят от апробации разработок, выполненных в ходе проекта модернизации педагогического образования к их тиражированию. На Ученом совете вуза проректор по стратегическому развитию НГПУ Наталья Васильевна Алтыникова  представила новую модель организации практик студентов – бакалавров (УГСН "Образование и педагогические науки"), которая может существенно изменить подготовку будущих педагогов в вузах страны.

Одной из ключевых идей проекта модернизации педагогического образования является повышение практикоориентированности профессиональной подготовки будущих учителей. В связи с этим, в НГПУ была разработана и апробирована новая модель практик, которая позволит на самых ранних этапах обучения включать студентов в профессиональную среду и приблизить процесс подготовки педагогов к их будущей профессиональной деятельности. Данная модель была многократно обсуждена на научно-методических мероприятиях разного уровня и получила одобрение профессионального сообщества. Накануне заседания Учёного совета прошло совместное заседание учебно-методического управления, Совета по психолого-педагогическому образованию и Учебно-методического совета НГПУ, где было принято единогласное решение о внедрении новой модели практик в процесс подготовки педагогических кадров в НГПУ.

В своём выступлении на Учёном совете Наталья Васильевна  остановилась на проблемах организации и содержания практик, которые, на протяжении долгих лет, приобретали системный характер.  Спектр вопросов, которые требуют решения, широк – от  оторванности практик от актуальных задач и направлений развития системы образования до «не прозрачной» системы оценивания результатов практик и необоснованно большого количества баз практик.

- Необходимо менять ключевые подходы в организации практик в университете. В качестве принципиальных нововведений важно отметить следующие:  практика должна стать непрерывной – с первого по последний курс, её содержание должно быть отобрано с учётом профессиональных стандартов, ФГОС НОО и ООО, ВГОС ВО и пожеланиями работодателей. В ходе практики студенты обязательно должны включаться в разработку и реализацию проектов, направленных на решение конкретных задач, стоящих перед образовательными организациями. В этом случае практика станет не только частью профессиональной подготовки будущих педагогов, но и ресурсом развития системы образования региона, – отметила Наталья Васильевна.

Апробировать данные подходы в рамках Проекта модернизации педагогического образования начали год назад. Помимо НГПУ, в апробации приняли участие и другие педагогические вузы страны: МПГУ, РГПУ им. Герцена, НГПУ им. К.Минина, ЧГПУ, УрГПУ. В Новосибирской области  в 2015 году была создана сеть инновационных и стажировочных  площадок, а также базовых кафедр вуза, количество которых в настоящий момент достигло полусотни.  Именно эти образовательные организации станут ключевыми партнёрами вуза вопросам практической подготовки студентов.

Вопросы о новой модели организации практик студентов задавали руководители структурных подразделений вуза. Эта тема никого не оставила равнодушным. Обсуждая ее, выступали председатель Совета по психолого-педагогическому образованию НГПУ Елена Васильевна Андриенко, заместитель директора по научной работе ИКиМП, профессор  Ирина Ивановна Шульга, заведующая кафедрой педагогики и психологии ИИГСО НГПУ Татьяны Александровны Ромм и др. Они отмечали актуальность и проработанность данной темы, важность  перехода на новую модель практики.

Подводя итог, ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв подчеркнул:

- Практика – одна из самых проблемных составляющих подготовки педагога, от решения которой нам не уйти. Потому что именно практика – лучший индикатор на пути проверки верного решения при выборе профессии. Считаю, что новая модель организации практик очень серьезный, системный шаг на пути решения проблем, о которых мы говорили.

Согласно решению Ученого совета от 28.10.2015 внедрять новые подходы будут в течение учебного года 2015-2016гг.



Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет