В БФУ им. И. Канта новая магистерская программа - «Медиация в образовании и социальной сфере»

Конфликты - это неотъемлемая часть жизни. Их редко удается избежать даже самым миролюбивым и склонным к компромиссам людям. Суды завалены делами, в которых отношения между собой выясняют супруги, коллеги, соседи по даче или по лестничной площадке. При этом многие из этих споров можно было бы разрешить, не впутывая Фемиду. Медиация как альтернативная судебной практике процедура урегулирования споров – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника, медиатора, оказывающего содействие для урегулирования спора. Практика досудебного решения конфликтов при помощи медиаторов (независимых посредников) широко распространена во многих развитых странах. В России подобного рода службы только создаются.

Калининградская школа медиации

«Медиатор - это человек, который должен обладать самыми разнообразными навыками, но вместе с тем - это не просто профессия, это - целое искусство, - считает руководитель Центра конфликтологии и медиации в образовании и социальной сфере, доктор педагогических наук, профессор БФУ им. И. Канта Надежда Самсонова. - Это ведь очень непросто суметь посадить конфликтующие стороны за стол переговоров, найти точки соприкосновения и предложить такой способ решения проблемы, который не просто устраивал бы всех, а был бы всем выгоден».

Впрочем, этому нелегкому делу можно научиться. Научная группа Института образования БФУ им. И. Канта под руководством Надежды Самсоновой разработала уникальную магистерскую программу «Медиация в образовании и социальной сфере», набор по которой начинается уже в этом году.

«У нас в БФУ им. И. Канта давно ведутся исследования в области медиации и конфликтологии по проблемам урегулирования споров в образовании, в здравоохранении, в менеджменте, в межкультурной коммуникации. Защищено 19 кандидатских и 4 докторских диссертаций, - рассказывает Надежда Владиславовна. – Фактически создана и продолжает исследования Калининградская научная школа конфликтологии и медиации».

6R1A9239.jpg



Практика

Обучение в магистратуре будет вестись преподавателями с учеными степенями - кандидатами наук, докторами наук, которые выполнили диссертационные исследования и имеют научные публикации в области конфликтологии и медиации.

«У нас налажены контакты с Санкт-Петербургским государственным университетом, где была создана первая кафедра конфликтологии в России, - продолжает Надежда Самсонова. – Калининградская научная школа конфликтологии и медиации традиционно представлена актуальными исследованиями на ежегодном Санкт-Петербургском международном конгрессе конфликтологов».

Предусмотрена практика в муниципальных опорных площадках комитета по образованию, в школах г. Калининграда, где реализуются социально-педагогические программы профилактики правонарушений несовершеннолетних и восстановительного, некарательного, подхода в отношении подростков с девиантным поведением. Практика семейной медиации предусмотрена в учреждениях Министерства социальной политики и общественной организации «Союз женщин Калининградской области», которая имеет службу медиации. Предусмотрена практика медиации в организациях межведомственного взаимодействия по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Это структуры отдела по профилактике правонарушений несовершеннолетних администрации городского округа «Город Калининград», инспекция по делам несовершеннолетних УМВД России по Калининграду, агентство по делам молодежи Калининградской области.

Поступить в магистратуру может любой имеющий высшее образование человек. Базовое образование, гуманитарное, техническое или естественнонаучное, не играет большой роли. По мнению Надежды Самсоновой, для медиатора гораздо важней внутренние установки и приоритеты.

«Если ты в душе своей миротворец, если мирное сосуществование для тебя является безусловной ценностью, если ты тот, кто видит возможности, где другие уходят, склонен к поиску компромиссов, значит, тебе к нам, значит, тебе стоит попробовать стать медиатором», - считает она.

«Решите мою проблему!»

На сегодняшний день медиация пустила достаточно глубокие корни в образовательных учреждениях, поскольку подобного рода службы там должны быть по закону. В качестве медиаторов могут выступать учителя, родители и даже ученики. Люди эти не назначаются, а выбираются участниками конфликтов, которые так и пишут в заявлении: «Я хочу, чтобы мою проблему решил преподаватель физики Александр Иванович, я ему доверяю» или «Мне бы хотелось, чтобы спор решил ученик 9 «Б» Василий Федоров, поскольку он пользуется авторитетом в классе». Конфликты могут решаться самые разные: между преподавателями и руководством, между преподавателем и учеником, между учениками.
Для детей и подростков опыт решения споров с помощью медиаторов, по мнению Надежды Самсоновой, особенно важен. Ведь в этом случае школьник не просто решает свои проблемы, но и приходит к пониманию, что в современном мире необходимо учитывать интересы других людей, что на комфортную и безопасную среду (которая гарантируется ему законом) имеет право не только он, но и другие «участники образовательного процесса».

Все довольны

Очень широкое поле деятельности для медиаторов в социальной сфере. В частности, когда речь идет о конфликтах в семье. Не всегда их может решить суд.

"Часто просто необходима помощь человека, способного услышать аргументы двух сторон и привести ситуацию к общему знаменателю. Представьте семейную ситуацию: бабушка подала иск в суд на лишение родительских прав мамы, своей дочери, на внучку… С запросом на медиацию обратилась мама девочки с просьбой урегулировать конфликт с бабушкой. В чем состоит работа медиатора? Очевидно, для начала вовлечь в мирное разбирательство и бабушку и маму, так, чтобы их решение было добровольным. Но бабушка уже все для себя решила: дочь часто не бывает дома, о внучке не заботится, ведет асоциальный образ жизни – следовательно, пусть внучка живет с ней. А мама просто не пускает девочку в школу в течение 10 дней, чтобы бабушка не забрала ее к себе… Реальность такова – девочка не посещает школу. Медиатор помогает выявить каждой стороне конфликта истинные потребности и настоящие интересы, желаемую цель. В ситуации семейного конфликта лишения родительских прав важно раскрыть каждой стороне взгляды и позиции другой стороны. Медиатор не устанавливает причины конфликта и не судит людей. Для него нет правых или виноватых, ведь у каждого своя правда. Медиатор проектирует будущее благополучие внучки, а вклад бабушки и мамы в его обеспечение фиксируется в медиативном соглашении. Чем закончилась процедура медиации? Бабушка забрала исковое заявление на лишение родительских прав из суда. Девочка посещает школу, мама продолжает работать мастером маникюра в салоне красоты, бабушка получила официальное разрешение забирать девочку из школы. И все это – с согласия девочки. Главный результат работы медиатора – преодоление депривации и восстановления преимущественного права родителей перед правами бабушки на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Все по закону, в соответствии со статей 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса Российской Федерации. На первый взгляд - всё просто. Но на самом деле нужно провести огромную работу, примирить стороны на основе общих интересов на фоне острого переживания взаимных обид, желания мести и наказания", - рассказала Надежда Самсонова. 


6R1A9268.jpg



Медиация как профессия

Важно отметить, что медиаторы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» закону могут создавать саморегулируемые организации. Формы разные. Территориальная служба медиации как одна из них – это перспектива для работы выпускников магистерской программы «Медиация в образовании и социальной сфере».

Уже сейчас урегулирование конфликтов в образовании, в том числе между родителями и учителями, между учащимися с 14 лет и учителями по вопросам реализации прав на образование, предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Согласно статьи 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в каждой образовательной организации создана и действует комиссия по урегулированию споров. Конфликтуются несправедливые оценки, непедагогические действия учителей, ситуации физического и психологического насилия, травля. Продуктивно проведенная процедура медиации фиксирует в медиативном соглашении действия учеников, родителей и учителей, предотвращающих возникновение конфликтов. Очевидно, что только профессионально подготовленный специалист по урегулированию конфликтов способен достичь продуктивной медиации.

Такая профессия существует. Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты и действует с 15 декабря 2014 года. Сложилась ситуация многосторонних возможностей для реализации образовательной медиации, медиации социальных услуг, трудовой медиации, медиации в здравоохранении, межкультурной медиации, семейной медиации. С одной стороны, существует новая политика государства в отношении социальных конфликтов, приняты нормативно-правовые документы о процедуре медиации, комиссии по урегулированию споров, службе школьной медиации, службе примирения, территориальной службе медиации. Медиации придан профессиональный статус. С другой стороны, явно недостаточно в образовании и социальной сфере подготовленных специалистов, способных реализовать все имеющиеся предпосылки.

Магистры программы подготовки «Медиация в образовании и социальной сфере» овладеют технологиями подготовки, проведения, сопровождения процедуры медиации и медиативного соглашения. Магистры получат компетенции работы с различными видами социальных конфликтов и право на медиацию в любом учреждении образования и социальной сферы. Медиация может стать профессией или незаменимым дополнением к основному виду деятельности. Медиативное восприятие разногласий и споров поможет научиться конструктивно вести себя в любой ситуации и повысить преимущества в социальном пространстве. В любом случае медиативные навыки и умения бесценны для всех, кто сталкивается в своей практике с разрешением конфликтов и управлением человеческими ресурсами.

Надежда Самсонова уверена, что выпускники программы «Медиация в образовании и социальной сфере» создадут активную профессиональную команду калининградских медиаторов, что позволит им во весь голос заявить о себе, а нам с вами активно пользоваться их услугами.


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта