В БФУ им. И. Канта состоялась панельная дискуссия международной конференции "Мир будущего и новая философия образования”

XIX Международная научная практическая конференция «Мир будущего и новая философия образования» проходила 13-25 апреля на площадке Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. В работе приняли участие более двухсот ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Конференции, посвященные проблемам образования, проходят в БФУ им. И. Канта ежегодно с 2001 года. Особенностью этой стало то, что в программу был включен конкурс профессионального мастерства «Учитель года», победу в котором одержал выпускник направления «история» БФУ им. И. Канта, преподаватель истории и обществознания калининградской школы № 6 Владимир Матюхов.


Ysoj2NFjTuk.jpg


Не потерять человека

Финальным аккордом конференции стала панельная дискуссия, в которой приняли участие ректор БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев, министр образования Калининградской области Светлана Трусенёва, профессор МГИМО, автор программы «Умники и умницы» Юрий Вяземский, ректор Нижегородского педагогического университета им. Минина Александр Федоров, автор Атласа новых профессий Дмитрий Судаков и управляющий партнер компании Smart Course и автор концепции игры в образовании Knowbook Тимур Жаббаров.
Директор института образования Анна Бударина, предваряя дискуссию, предложила порассуждать о том, какие сущностные силы человека требуются для мира будущего с его изменяющейся средой, какой мир будущего следует закладывать в детях, где начинается работа учителя и в чем состоит его служение?

YaQ-CBiaHhw.jpg


Первым модератор дискуссии Александр Федоров предложил высказаться ректору БФУ им. И. Канта Андрею Клемешеву, который призвал в погоне за современными знаниями и технологиями не потерять человека:

«Мы видим, как мир меняется, какие технологические прорывы происходят. Но мы всегда должны помнить, ради чего все это делается. Мы должны понимать, что мы люди и что мы всегда должны ими оставаться. Сегодня ведущие мировые университеты, лучшие российские университеты пытаются не отстать от прогресса. Нам говорят: „Давайте как можно активней продвигаться в сфере самых передовых технологий и знаний“. Давайте! Это правильно, и это нужно. Только хорошо бы при этом не забыть человека. Уже сегодня во весь рост встают вопросы о том, что принесут эти изменения человеку с точки зрения этики и нравственности. Сейчас говорят о возникновении новой философии, но я не думаю, что нам потребуется какая-то новая философия. Нам всё равно придется обращаться к вечным проблемам, к вечным философским вопросам...Знаете, когда мне придется принимать решение о том, в какую школу отдать ребенка, я отдам его в руки хорошего, блестящего человека, а не туда, где все лишь набито современными технологиями».

Ay06Q8Mrcvc.jpg



Региональный министр образования Светлана Трусенёва перечислила три навыка, которые необходимы современному учителю:

«Одна из главных задач педагога заключается в том, чтобы не пугаться и быть готовым к изменениям, — считает Светлана Сергеевна. — Что касается технологий, то мы сегодня не можем точно сказать, что будет у нас основным инструментарием, какие изменения будут происходить в нашем укладе — российском, мировом, европейском, каком угодно. Но я вижу, что наши педагоги — и прошедший конкурс „Учитель года“ это показал — готовы встретить это будущее, готовы жить в нем и развиваться».

Также учитель, по словам министра, должен уметь видеть жизнь за рамками предмета и выстраивать систему взаимоотношений на разных уровнях.

 Саморазвитие важнее бумаг

Александр Федоров обратил внимание на то, что Калининградская область занимает третье место в стране по количеству педагогов мужчин и спросил Светлану Трусенёву, как этого удалось добиться. Она ответила, что основная причина заключается в особенностях формирования состава населения региона — здесь всегда было достаточно много военных.

— Женщины-учителя здесь хорошо понимают, кто такой воин, кто такой настоящий мужчина, и делают все, чтобы они были в школах, — добавила Трусенёва.

— Скажите, что важнее для учителя: соблюдение нормативной документации или саморазвитие? — поинтересовался у министра модератор.

— Учитель — это точно не про документы, — не задумываясь ответила Трусенёва. — Для работы с бумагами существуют администраторы. А саморазвитие крайне важно для любого человека, а уж для педагога — тем более.


qN9uVp5z9_U.jpg


 Педагог как садовник

В русле дискуссии о предназначении учителя Дмитрий Судаков высказал убежденность, что миссия педагога сегодня сродни миссии садовника.

«Человек, который выращивает гиацинты, ничему их не учит, он просто создает условия, при которых эти растения расцветают. И учитель должен работать так же, — полагает автор Атласа новых профессий. — Это фантастически сложно, потому что педагог заперт в „квадратно-гнездовую систему“, которая создавалась под другой мир. Намного проще спрятаться за методичку».
При этом Дмитрий Судаков полагает, что в Институте образования БФУ им. И. Канта с непростой задачей справляются. В смысле, его выпускники действительно помогают детям расцветать.

«Я вижу этих молодых ребят и думаю: „Слава богу, что такое есть в Калининграде. Но надо, чтобы так было везде в России“. То есть, надо фиксировать эти практики и надо понимать, почему здесь работают садовники», а где-то еще — по методичкам«, — сказал он.

Отвечая на вопрос модератора о перспективах цифровизации профессии учителя, Тимур Жаббаров ответил, что тенденции таковы, что всё, что можно оцифровать и алгоритмизировать будет рано или поздно оцифровано и алгоритмизировано. Это просто вектор развития. Можно по-разному к этому относиться: бояться этого или предвкушать, но избежать не удастся.

«Но у меня есть убеждение, что на текущем уровне развития искусственного интеллекта просто необходимо человеческое взаимодействие в процессе обучения, — отметил Тимур. — Я не знаю, что будет дальше, но сегодня без этого взаимодействия не обойтись. Суть его, при этом, меняется. Я начинаю помогать людям взращивать то, что, как им кажется, будет необходимо в мире настоящего и в мире будущего. Но многое из того, что растет, я даже назвать не могу. Мне очень нравится метафора про садовника. Но как из человека, который знает, что растет на грядках, потому что сам это сажал, превратиться в человека, который ухаживает за грядками, не имея ни малейшего представления, что на них вырастет? Вот это задача! Вот это вызов!».


rfpafQtWO9c.jpg



Майевтика Сократа

Еще одну связанную с образованием метафору предложил Юрий Вяземский.

«Знаете, когда речь идет о новых технологиях и об их применении в образовании, я все чаще и чаще вспоминаю своего учителя Сократа, — сообщил он. — Хотя философ и не любил слово „учитель“. Беседуя со своими учениками, он говорил, что учителя — это многомудрые софисты, которые берут за свою науку деньги. А он, Сократ, просто разговаривает. Он, как и его мать, занимается майевтикой. Но только, если Фенарета занималась ей в прямом смысле, то есть, была повитухой и помогала появиться на свет людям, то Сократ вместе со своими собеседниками помогал появиться на свет мыслям, идеям. И вот здесь очень важно найти общий язык с тем человеком, от которого ты этот интеллектуальный плод принимаешь. Потому что, если ты не наладишь этот контакт, тогда будет, как в „Гамлете“ — „Дальше — тишина“».

Андрей Клемешев признался, что в эпоху бурного развития технологий надежду на то, что человек при любых обстоятельствах останется человеком, вызывают у него мероприятия, подобные прошедшей недавно Олимпиаде по литературе среди школьников, во время которой можно было увидеть множество по-настоящему увлеченных словесностью молодых людей.
«Любопытно, что ни один ученый, занимавшийся социальными науками, не смог предсказать будущее так точно, как это делали многие талантливые художники и поэты, — обратил внимание он. — И мы живем в том мире, который описали великие творческие люди. .. Я хочу пожелать всем нам, чтобы мы больше верили в окружающих нас людей, верили в наших детей и, конечно, в себя тоже».

Юрий Вяземский выразил надежду на то, что учителя сумеют найти в каждом ребенке умницу, сохранив её при этом и должным образом вооружив.

Светлана Трусенёва пожелала педагогам лучше слышать друг друга и учеников, Тимур Жаббаров — не потерять в процессе работы себя, а Дмитрий Судаков — побольше отдыхать. И это пожелание было встречено переполненным залом аплодисментами.

Cc91wDfu3Lo.jpg


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта