Историки выяснили, как заманивали чиновников на работу в Сибирь

Историки ТюмГУ исследовали модели служебного мотивирования чиновников администрации и юстиции Сибири, существовавшие в конце 19 - начале 20 века. Дореволюционная Сибирь испытывала острую нехватку квалифицированных служащих администрации и судов.Перед министерствами внутренних дел и юстиции стояли единые задачи: сделать привлекательной службу в суровом крае и для решившихся на переезд, и для уже находившихся здесь чиновников, создав условия для качественного исполнения ими своих обязанностей. Однако сценарии решения этих вопросов были разными не только из-за функциональной ведомственной специфики. В середине 1890-х гг. были проведены реформы кардинально изменившие структуру управленческой системы. "Исследование показало принципиальные различия в способах, которыми поощрялась служба в администрации и юстиции. Разница определялась особенностями функций и задач этих учреждений, зависела от их положения в государственной системе и обществе, а также отношения к ним самодержавия", - рассказала сотрудник лаборатории исторической и экологической антропологии ТюмГУ Дина Андриянова. Как пояснила Д. Андриянова, с целью мотивирования сибирских управленцев широко использовалась практика льгот: 4рабочих дня считались за 3(что сокращало срок получения следующего чина), пятилетнее исполнение должности сулило прибавку в 20% (после второго пятилетнего срока две новых из оклада по выслуге 10 лет), былопособие «на обзаведение детей» (предусматривавшее возможность получения казенных стипендий в учебных заведениях) и др. Однако в таком привилегированном положении находились лишь «приезжие» чиновники, т.е. родившиеся за пределами Сибирского региона либо прослужившие более 15 лет за его пределами. Таким образом местное чиновничество, доля которого постепенно возрастала, не имела столь привлекательных привилегий, но и они по мере возможностей получали прибавки к окладам, разовые выплаты «по случаю празднеств», болезни и пр.В 1908 году доля сибиряков среди всего местного чиновничества увеличилась: 46% в Тобольской губернии, 30% в Томской, 41% Енисейской, 34% Иркутской. Юстиция находилась в ином положении, поскольку среди местного чиновничества ее служащие являлись «изгоями» относительно всяческих вспомоществований кроме положенных штатных жалования, столовых и квартирных. Проводимая реформаизначально не подразумевала разницы между центральными губерниями, где уровень жизни был выше, и отдаленными, куда и относились Сибирские, подразумевая изначально лишь повышенный размер выплаты на проезд и обустройство. Затем и эти материальные льготы были отмены, правительство попыталось заменить их лишь обещаниямипри должной службеболее быстрого карьерного роста. Несмотря на изначальную огромную популярность открытого судебного процесса и стремление молодых юристов к самореализации и продвижению по служебной лестнице, «эти ряды редеют, лучшие из этих деятелей не выдерживают непосильной задачи», - отмечал известный томский адвокат П.Вологодский - помимо непосредственной судейской работытолько вступившему на этот путь чиновнику приходилось исполнять еще и функции нотариуса, следователя. Подробнее о поиске вариантов решения сложного материального положения сибирского бюрократического аппарата - в журнале "Вопросы истории". Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ Фото: g-gumbert.livejournal.com
Партнёр: Тюменский государственный университет