Подведены итоги программы подготовки волонтеров инклюзивного высшего образования «Помогая другим, помогаем себе»

12 декабря 2018 года подведены итоги программы подготовки волонтеров инклюзивного высшего образования «Помогая другим, помогаем себе», которая была реализована РУМЦ СЗФО ЧГУ на базе вузов-партнеров. БФУ им. И. Канта принял активное участие в подготовке студентов-волонтеров.

Более 10 студентов Института образования стали участниками проекта под названием «инклюзивное волонтерство» (при формальном требовании не менее двух от вузов-партнеров). Куратором программы в БФУ им. И. Канта является Наталья Старовойт, доцент, руководитель лаборатории инклюзивного образования.

Программа очень насыщенная и включает два дистанционных модуля, обязательный очный модуль, который проводится куратором от вуза, участие в добровольческой акции «Щедрый вторник». Заключительный этап конкурса студенческих волонтерских идей состоялся 12 декабря. По итогам конкурса первое место заняла студентка института образования БФУ им. И. Канта Ирина Урюпина.

27 ноября – во Всемирный день благотворительности «Щедрый вторник» – студенты-волонтеры работали на трех площадках: ГБУЗ «Детская областная больница», ГБУ КО ОО «Школа-интернат п. Сосновка», МАДОУ детский сад № 46.


авыв.jpg



В сентябре 2016 года на базе Детской областной больницы стартовал проект «Учим&Знаем». Целью проекта является обеспечение условий для реализации конституционного права на образование несовершеннолетних граждан Российской Федерации, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений. С этого же года Екатерина Тимошевская, обучающаяся в БФУ им. И. Канта на направлении «Педагогическое образование», стала активным волонтером. Вот уже третий год Екатерина еженедельно встречается с ребятами в рамках авторского проекта «Illuminate your day», целью которого является повышение эмоционально-положительного фона, самооценки, а также развитие художественных способностей.

27 ноября дети познакомились с техникой «Объемное рисование». Свои работы они подарили мамам и бабушкам, которые на протяжении долгого времени находятся в больнице, сопровождая лечение своих детей.

Дню матери была посвящена встреча студентов второго курса Натальи Дребот, Евгении Дорожинской и Ирины Урюпиной с воспитанниками Центра реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (структурное подразделение школы-интерната поселка Сосновка). Четвероклассникам были предложены интересные загадки, сказки, конкурсы. Подарки, подготовленные ребятами для своих мам, получились яркими, нарядными, а главное – наполненными благодарностью и любовью.

В МАДОУ детский сад № 46 г. Калининграда работали студенты 2 курса направления «Психолого-педагогическое образование» Анна Богомолова, Валерия Большакова, Валерия Петрова. Специалисты службы сопровождения (учитель-дефектолог, педагог-психолог) помогли будущим педагогам познакомиться с воспитанниками детского сада и определить актуальные задачи коррекционно-педагогической работы с ними. На этой основе студенты разработали настольные игры «Волшебные магниты», «Фетровое дерево», «Лото» (темы «Времена года», «Продукты питания»). Игровая площадка в МАДОУ детский сад № 46 стала настоящей площадкой сотрудничества, творчества, развития наставников, студентов, детей.

30 ноября Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «Мария» отмечала свой 20-летний юбилей. Все это время бессменным руководителем, вдохновителем организации является Зоя Кочеткова. Торжественное празднование юбилея проходило в стенах Православной гимназии, что символично. Руководитель лаборатории инклюзивного образования Наталья Старовойт, студенты-волонтеры Института образования приняли участие в праздновании юбилея организации «Мария».


павы.jpg


Вечером этого же дня студенты-волонтеры встретились с Сергеем Киселёвым, лидером Ассоциации молодых инвалидов «Аппарель». Встреча проходила под лозунгом «Смотри на меня как на равного». Сергей модерировал дискуссию, задавал ребятам вопросы, над которыми пришлось серьезно задуматься: Какой главный результат межличностного взаимодействия? Что дает лично мне общение с людьми с инвалидностью? Как корректно обращаться к ним? Беседа была столь увлекательной, что Сергей и студенты решили ее продолжить, теперь уже в рамках тренинга.

Следующая значимая дата – 3 декабря. В Международный день инвалидов, студенты-волонтеры Института образования БФУ им. И. Канта провели классные часы в параллели шестых классов лицея № 17 г. Калининграда. Для каждого класса была подготовлена своя программа. Школьники слушали музыкальные произведения Бетховена, написанные великим композитором, когда он потерял слух, джазовые композиции слепого Рэя Чарльза, читали стихотворения известной всему миру русской слепоглухой Ольги Скороходовой и нашей современницы Сони Шаталовой, девушки-аутиста, знакомились с историей создания азбуки Брайля, подготовкой собак-поводырей, вспоминали о победах российских паралимпийцев. Студенты вместе с ребятами вспомнили «особые» дорожные знаки: «место парковки для инвалидов», «слепые пешеходы». Живой интерес у школьников вызвали задания что-либо сделать (написать, нарисовать, собрать и др.), при выполнении которых возможности использования зрения сводились к минимуму. Истории успеха лиц с инвалидностью в науке, культуре, спорте побудили ребят задуматься о несоответствии достижений этих людей с этимологией слова «инвалид».


куваыф.jpg


Ирина Урюпина:

«2018 год – год добровольца в России. Тема волонтёрства меня давно интересовала, но никак не предоставлялась возможность попробовать себя в роли добровольца. Для меня, будущего педагога, особенно приоритетным стало волонтёрство в сфере инклюзивного образования. С Натальей Старовойт, нашим куратором, в рамках дисциплины «Инклюзивное образование» мы неоднократно посещали школу-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, придумывали для ребят творческие мероприятия и старались воплотить их в жизнь. А благодаря ФГБОУ ВО «Череповецкому государственному университету», организовавшему курсы подготовки волонтёров инклюзивного высшего образования, расширились границы нашей деятельности в этом направлении. Был разработан и проведён мастер-класс, посвящённый Дню матери для слабослышащих детей, после которого каждый из ребят вышел не только с новыми знаниями, но и с прекрасными поделками для любимых мам, изготовленными своими руками. Также был разработан проект внеклассного мероприятия по профориентации «Профессии и цвет» для учеников-подростков, который занял первое место среди других проектов».

павыфываеп.jpg



Анна Дрожжина, студентка 2 курса института образования, направления «Начальное образование»:

«Для нас, будущих педагогов, знания аспектов добровольчества - очень важная составляющая профессионального развития. Это, безусловно, пригодится нам в будущем. Сам процесс обучения был очень увлекательным, были использованы новые средства обучения, что не менее важно для современных обучающихся. Мы познакомились с сущностью понятия "социальный капитал", рассмотрели особенности волонтерской деятельности, узнали основы построения социального проекта и многое-многое другое - всего не перечислить! Мы с удовольствием поучаствовали в создании проектов, которые, по мнению экспертов, являются одними из лучших».


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта