Заседание рабочей группы

12 декабря 2018 года на базе ННГАСУ состоялось заседание рабочей группы (с функциями Координационного совета) по развитию профориентации в Нижегородской области.

В режиме онлайн-подключения в работе приняли участие 52 муниципальных района и городских округов Нижегородской области.

Совещание открыл заместитель председателя рабочей группы, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Владимир Георгиевич Шахназаров.

На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

– О реализации профориентационного проекта «Билет в будущее» на территории Нижегородской области. (Мария Владимировна Сергеева, начальник отдела подготовки рабочих кадров и сопровождения проектов по развитию профессионального образования министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области).

– Координация деятельности всех заинтересованных структур по проведению профориентационных мероприятий, направленных на развитие муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на примере Арзамасского муниципального района. (Алексей Николаевич Рейно, заместитель главы администрации Арзамасского муниципального района).

– Региональная платформа «Инженерный лифт» как инструмент мотивации обучающихся общеобразовательных организаций на инженерные направления. (Марина Евгеньевна Бушуева, декан факультета довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е.Алексеева»).

– Разработка программы по реализации предпрофильного практико-ориентированного профориентационного курса для 8-9 классов «Проектирование траекторий профессионального самоопределения». (Андрей Юрьевич Тужилкин, заведующий кафедрой теории и методики обучения технологии и экономики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»).

– Реализация инновационного проекта «Научно-методическое сопровождение подготовки высококвалифицированных кадров для современного машиностроительного комплекса при дуальной системе обучения». (Михаил Владимирович Сивов, специалист Корпоративного учебного центра АО «Нижегородский завод 70-летия Победы»).

С докладом «Комплексный подход к профориентационной подготовке школьников, направленный на создание у будущих абитуриентов устойчивого интереса к инженерно-строительным направлениям подготовки» выступил ректор ННГАСУ Андрей Александрович Лапшин.

В современной России государство предпринимает ряд серьезных экономических и организационно-правовых мер, направленных на поднятие социального рейтинга инженерных профессий. В стране запускаются крупные индустриальные и производственные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно и выгодно работать, в огромных масштабах строится жилье, создаются уникальные инженерные комплексы.

Меняются и реалии инженерной деятельности, растут требования к представителям этой профессии, появляются огромные возможности для технического творчества и воплощения инженерных решений. Так, например, сегодня инженер-строитель – это профессионал высочайшего класса, который в своей работе использует современные программные комплексы, позволяющие не только выполнить чертеж, но и рассчитать конструкцию, подобрать наиболее выгодные материалы. Все шире в отечественную практику проектирования и строительства внедряются BIM-технологии. Инженеры других технических направлений также используют в работе высокотехнологичное оборудование и современные цифровые технологии.

Необходимо отметить и такой факт, что на рынке труда на первом месте по востребованности у работодателей стоит профессия инженера. С учетом этих реалий современной жизни инженерно-технические направления подготовки с каждым годом начинают пользоваться все большим спросом у абитуриентов. Но все-таки можно констатировать, что этот интерес недостаточен. Для большинства технических и строительных направлений подготовки бакалавриата и специальностей в список вступительных испытаний входят Русский язык, Математика профильного уровня и Физика. Как известно, для поступления на экономико-управленческие направления необходимо предоставить результаты единого государственного экзамена по обществознанию.

По данным ГБОУ ДПО НИРО в Нижегородской области в 2018 г. из 12 873 участвующих в едином государственном экзамене сдавали ЕГЭ по физике – 3595 человек (28% от общего количества), а по обществознанию – 6759 (53%). Эта проблема глобальна, и она определяет будущее инженерного образования.

Наступило время поднятия социального рейтинга инженерных профессий и начинать эту работу нужно с самого начала – с детства. Эффективным механизмом подготовки кадров в любой сфере является ранняя профориентация. Мировая практика показывает, что растить профессионалов необходимо уже со школы и даже с детского сада.

Андрей Александрович Лапшин подробно рассказал о деятельности управления довузовской подготовки и маркетинга образовательной деятельности ННГАСУ, подчеркнув, что правильный выбор старшеклассниками своей будущей профессии и, соответственно, направления подготовки позволяет не только сделать процесс образования полноценным и эффективным, но и гарантировать качество выпускника вуза – специалиста в соответствующей сфере деятельности.

ННГАСУ проводит большую работу по повышению привлекательности инженерно-строительных и технических специальностей. Эту работу нужно продолжать при непосредственном участии с одной стороны школ, а с другой стороны – с обязательным привлечением работодателей.

В конце заседания рабочей группы был утвержден план работы координационного совета на 2019-й год.


Партнёр: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет