Эксперт в области управления интеллектуальным капиталом Йоран Руус: «Я заинтересован в развитии экономики Калининградской области в условиях технологических изменений»

Два года назад в Институте экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта была разработана и внедрена во многом уникальная магистерская программа «Инновационные технологии управления бизнесом». С 2018 года куратором этой программы стал известный шведский ученый Йоран (Горан) Руус, который живет в Австралии и читает лекции по всему миру. На сегодняшний день это один из самых авторитетных специалистов в области интеллектуального капитала, лежащего в основе Четвертой технологической революции. В интервью kantiana.ru Йоран Руус рассказал о том, где лучше всего приживаются инновации, насколько важна диверсификация экономики и какие перспективы открываются перед бизнесом в эпоху бурного развития цифровых технологий.

- Господин Руус, как началось ваше сотрудничество с БФУ им. И. Канта?

- Несколько лет назад, когда я читал лекции в Сингапуре, руководитель Института экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта Александр Баринов предложил мне проводить несколько недель в году в Калининграде, делясь своими знаниями с местными студентами. И я подумал: «Почему бы нет?». Сейчас я нахожусь в том возрасте, когда могу заниматься вещами, на которые прежде у меня не было времени.

 Мои лекции имеют отношение к исследовательской работе, которой я занимаюсь сейчас или занимался раньше. Например, одна из последних лекций была посвящена повышению эффективности использования различных ресурсов компании.


6R1A9749.jpg


- Сегодня много говорится об инновациях. Насколько важно их внедрение. Что может этому помешать?

- Инновации - это очень широкое понятие. Ими можно назвать всё новое в организации работы той или иной бизнес-структуры. Проблема в том, что руководство многих компаний полагает, что инновации - это какое-то стихийное событие. Такую модель управления я называю «стратегией надежды». Выглядит все это примерно так. Начальник приходит в научно-исследовательский отдел, приносит деньги и говорит: «Возьмите, пожалуйста, и придумайте что-нибудь новое». На самом деле инновации - это сложный бизнес-процесс. Чтобы стать успешным в этой сфере нужно иметь несколько направлений деятельности. Естественно, требуются ресурсы. Но, прежде всего, необходима стратегия, четко поставленные цели и задачи. Важно ясно понимать, какой результат вы хотите иметь на выходе.

И вам, конечно, нужна надежная система управления и объем полномочий, позволяющий в любой момент остановить процесс, если он пойдет не по написанному вами сценарию. Ну и потом важно определится с приоритетами. Ведь инновациями можно заниматься, так сказать, в двух измерениях. Можно создать новую ценность путем, например, выпуска какого-то продукта или организации какого-то процесса, а можно создать эту ценность, сокращая затраты на уже существующие виды деятельности. И еще есть один важный момент, о котором предприниматели часто забывают.
Нужно организовать все таким образом, чтобы потребители, купив продукт, не унесли всю ценность с собой, оставив компанию ни с чем. Важно предельно увеличить ценность вашего продукта в глазах покупателя. Чем выше он его оценит, тем больше будет готов заплатить. А это то, что нам нужно. Внедрение инноваций, конечно, зависит еще и от сферы деятельности, это, по большому счету - технические детали.

- А есть ли разница в стратегии внедрения инноваций в России и на Западе?

- Говорить о различиях в подходах довольно сложно, потому что в России и на Западе существуют компании, которые работают совершенно одинаково. По одной модели.

Но в разных странах есть свои ограничители для предпринимателей. Например, в Индии многие компаний имеют очень скромные финансовые ресурсы. При этом они зачастую очень инновационные. Однако недостаток средств не позволяет им развернуться. В Китае другая ситуация. Там есть приоритетные направления, утвержденные правительством, и, если компании работают в их рамках, то получают очень хорошую поддержку. А, если они работают в других направлениях, то поддержки, в общем-то, никакой нет. Или представьте, что вы трудитесь в отделе научно-исследовательских разработок какой-нибудь крупной западной фармацевтической компании и пытаетесь придумать лекарство от неизлечимой пока болезни.

Если этот недуг встречается часто, то деньги на исследования вы, скорее всего, получите, а, если от этой болезни страдают всего 25 человек на планете, то с финансированием могут возникнуть серьезные проблемы.
Что касается вашей страны, то здесь в качестве одного из ограничителей для бизнеса выступает его слабая предсказуемость.

Впрочем, это не чисто российская проблема. Великобритания проходит сейчас через Брексит. Чем это все закончится, никто не знает, потому и не делает никаких серьезных инвестиций в экономику Соединенного Королевства.
А вот в Швейцарскую экономику денег вкладывается много. Там система не сказать, чтобы очень уж стабильна, но определено - предсказуема. Там вполне можно строить планы на 20-30 лет.

6R1A9720.jpg


- Футурологи говорят, что мир стоит на пороге серьезных прорывов в цифровой сфере. Как это отразится на внедрении инноваций?

- Сейчас мы видим, что в мире меняется отношение к созданию ценности. Мир находится на этапе перехода в будущее, где мы будем в большей степени зависеть от цифровых технологий.
И рассматривать эти изменения можно как шанс, который выпадает один раз в жизни, а можно - как угрозу. И каждый сам должен сделать выбор.

- А как бы вы рекомендовали смотреть на грядущее перемены?

- Разумеется, как на шанс, выпадающий один раз в жизни. Конечно, это необыкновенные возможности! Это новые технологии, новые рабочие места, новые способы проведения досуга и соответственно - новые способы зарабатывания денег.

И это касается не только отдельных людей, но и целых стран. Вот в Норвегии, которая очень зависит от нефти, вовремя поняли, что времена меняются и активно стали диверсифицировать экономику. Они рассудили так: нефти у нас еще хватит на 50-70 лет, и за это время нужно успеть сделать так, чтобы компании, вовлеченные во все сферы деятельности, связанные с нефтью, получили возможность быть успешными в будущем.

 Также быстро сориентировалась Новая Зеландия и Россия, чья экономика тоже во многом основана на добыче нефти - нужно брать пример с этих стран. Лучше действовать как Норвегия и Новая Зеландия, где поняли, что мир будущего будет совершенно другой, чем как, допустим, Саудовская Аравия…

- А какие конкретно отрасли экономики вы рекомендовали бы развивать? Например, здесь, в Калининградской области?

- Приходите через год, и вы, возможно, получите ответ на свой вопрос. Сейчас как раз идет формирование научно-исследовательской группы, которая, изучив ситуацию в области, сможет дать конкретные рекомендации относительно того, как лучше использовать ее сильные стороны. Мало того, мы можем получить инструмент, который поможет провести подобный анализ и в других регионах страны.

Я надеюсь, что проект будет запущен, и БФУ им. И. Канта не только примет в нём участие, но и сыграет главную роль.
И еще хочу сказать, что я очень заинтересован в развитии региональной экономики в условиях технологических изменений.


6R1A9738.jpg


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта