Как меняется книга, когда становится электронной?

Продолжается история «Видеотекста» — технологии, способной оживлять черновики в цифровом виде и показывать порядок создания готовой литературной работы. На научном языке эта процедура называется «генетическим чтением». Команда проекта — профессор Московского Политеха Георгий Векшин и студентка 5 курса Института графики и искусства книги им. Фаворского (ИГриК) Варвара Гончарова выступили на 15-й международной конференции ESTS-2018 в Карловом университете в Праге. В докладе «Функциональная модель книги и событие публикации» профессор Векшин изложил свои взгляды на сегодняшнее состояние печатной книги. Особое внимание он уделил перспективам электронных изданий — какими они должны стать, чтобы перенять все функции печатной формы и, может, привнести что-то новое. «Если вы меня попросите принести книгу, то наверняка я принесу вам печатную книгу. Если вы мне скажете — сбросьте мне книгу, тогда, пожалуй, я подумаю, что речь идёт о цифровом формате. Но если я скажу, что хочу подарить вам книгу — вы опять не подумаете, что она окажется электронной. Она не станет подарком, событием, даже если по содержанию будет очень интересной, — пояснил Георгий. — Одним из важных этапов является событие публикации. Оно — именно маркер печатной книги. Говорят — ты знаешь, вышла книга… И никогда не подумаешь, что речь об электронном издании». Георгий Векшин известен как специалист в области электронных книг. Он считает, что эта форма в будущем способна стать не менее содержательной, чем вышедшее из типографии произведение. Потенциал проявился уже в проекте «Видеотекст». «Уникальность электронного издания, я думаю, только теперь становится ощутимой, — говорит профессор. — Много рассуждали о гипертексте, но печатное издание с аппаратом комментария — это тоже гипертекстовая конструкция. Поэтому вряд ли можно считать, что гипертекст — открытие, родившееся благодаря электронной форме. Но что тогда? И у нас есть, может быть, немного нескромное предположение, что “Видеотекст“ — это тот шаг, который впервые может позволить сказать: теперь мы видим, что в электронном издании появились принципиально новые возможности чтения. Мы наблюдаем то, чего не могли наблюдать в печатной книге». Опираясь на тему конференции «Автор как редактор и редактор как автор», Григорий Векшин поместил в центр своего доклада роли редактора и художника. «В особом, изолированном пространстве книги происходит встреча с автором, проживается совместная жизнь. И пространство это подготовлено редактором, художником», — считает профессор. Но могут ли редактор и художник присутствовать в электронной книге? «Конечно, это происходит, — говорит профессор. — Работает дизайнер. Редактор и здесь может проявить себя как постановщик текста. Книга остается театром, где разворачивается перформанс текста. Но не хватает ограниченности пространства, физического оперирования вещью, где процесс чтения организован ритмически». По итогам конференции ESTS-2018 Варвара Гончарова была приглашена на Летнюю школу Центра по изучению генезиса рукописей при Антверпенском университете. Также трое соавторов проекта “Видеотекст”, включая Екатерину Андрееву (Хомякову), аспирантку ВШПиМ, получили приглашения на конференцию Genesis Krakow в Ягеллонский университете. Мероприятие намечено на июнь 2019 года. Подробнее об исследовании видеотекста — в сюжете телеканала «Культура».
Партнёр: Московский политехнический университет