В БФУ им. И. Канта завершилась работа международного симпозиума по инклюзивным процессам в современном образовании

20-21 ноября 2018 года в БФУ им. И. Канта проходил II международный симпозиум «Инклюзивные процессы в современном образовании: сетевое взаимодействие и международные ресурсы».

Площадки симпозиума объединили представителей науки и практики из Москвы, Екатеринбурга, Череповца, Минска и региональное педагогическое сообщество. За два дня в работе симпозиума приняли участие свыше 400 человек.

 Гостей и участников симпозиума приветствовали калининградские воспитанники школ-интернатов.

IMG_9076.JPG



Песня «Доброе утро» «Театра танца и жестовой песни «Sordos» («Школа-интернат п. Сосновка») стала своеобразным лейтмотивом симпозиума.

Рисунок1.jpg


Песня Александра Зацепина «Ты слышишь, море» в исполнении Миши Токарева, ученика 4 класса школы-интерната, тронула до слез многих участников симпозиума.


IMG_9099.JPG


Поразило всех собравшихся в зале выступление творческого коллектива барабанщиков из Школы-интерната №7 (п. Большое Исаково). Сколь искусно ребята владеют барабанными палочками, синхронно работают. Энергия музыки задала динамику двухдневной работы симпозиума.

 В первом докладе пленарного заседания Вера Хитрюк, доктор педагогических наук, профессор, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, сформулировала ключевые вопросы инклюзивного взаимодействия в классической триаде «учитель – ученик – родитель», определила общие и частные проблемы родительского сообщества в инклюзивном образовательном пространстве, предложила активно использовать тренинг для работы с родителями. Преимуществами данного метода являются интерактивность, конгруэнтность особенностям взрослых людей, и способность решить поставленные задачи в короткие сроки.

Второй докладчик, руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области Елена Кленина, привела актуальную статистику по количеству детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в регионе, различным вариантам получения ими общего образования, а также охарактеризовала модель психолого-педагогического сопровождения этой категории обучающихся.

 В своем выступлении Лариса Корнеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков и перевода, представила опыт Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина по организации инклюзивного образовательного процесса. Особого внимания заслуживает адаптационный электронный модуль, который направлен на формирование у студентов с ограниченными возможностями здоровья практических навыков адаптации и социализации: осознанной саморегуляции, самопрезентации, стабилизации самооценки и эффективного межличностного взаимодействия. Интересной практикой является и День инклюзии, проводимый в УрФУ.


IMG_1320.JPG


Приветствуя участников симпозиума, Ольга Денисова, доктор педагогических наук, профессор, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Череповецком государственном университете, заведующая кафедрой дефектологического образования, подчеркнула эффективность взаимодействия РУМЦ СЗФО ЧГУ и лаборатории инклюзивного образования Института образования по обеспечению доступности высшего образования в БФУ им. И. Канта. В докладе было подробно представлено комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной адаптации и интеграции лиц с сенсорными нарушениями (принципы, закономерности, модель, критерии успешности). Результатом командной работы коллектива кафедры и РУМЦ стали учебно-методические комплексы по реализации адаптированных образовательных программ на всех уровнях (от детского сада до вуза).

Ведущая семинара «Инклюзивные практики в высшей школе» Елена Лемех, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики БГПУ им. М. Танка, совместно с представителями администрации, профессорско-преподавательского состава, студенчества БФУ им. И. Канта обсуждала барьеры инклюзивного образования в вузе и ресурсы их преодоления.

В рамках дидактической pro-мастерской ИРИС, организованной Институтом образования совместно с МАДОУ детский сад № 46 г. Калининграда, участникам площадки были предложены авторские настольные игры, выполненные студентами второго курса направления «Педагогическое образование» под руководством наставников – специалистов службы сопровождения детского сада. Все игры были апробированы в работе с воспитанниками данной образовательной организации. Для студентов это был первый опыт коммуникации и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. Игры получили высокую экспертную оценку специалистов из других дошкольных образовательных организаций города и области. 


DSCN9270.JPG



Традиционный осенний марафон, который проводят студенты Института образования для обучающихся школы-интерната на Спортивной, в этом году назывался «Профессии будущего». Командное выполнение конкурсных заданий способствовало формированию у старшеклассников soft skills. Вторая часть марафона включала профессиональные пробы по робототехнике, дизайну интерьера, косметологии. Все профпробы проводили специалисты. Такой формат марафона помогает ребятам определиться в богатом мире профессий. Общение со студентами позитивно сказывается на их эмоциональном состоянии.

21 ноября, во второй день работы симпозиума, была проведена научно-практическая конференция «Оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим, на территории Калининградской области». Конференция организована ГАУ Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков».


IMG_1311.JPG


Открывая конференцию Светлана Трусенёва, министр образования Калининградской области, подчеркнула важность взаимодействия всех участников образовательного процесса в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), активного включения в «инклюзивную историю» родителей, использования ресурсов разных организаций. Неповторимость обучающихся с расстройствами аутистического спектра диктует необходимость построения индивидуальной образовательной траектории для каждого из них.

Юрий Скалин, заместитель министра здравоохранения Калининградской области, кандидат психологических наук, профессор Института образования БФУ им. И. Канта, указал на острую потребность образовательных организаций региона в клинических психологах, готовых к работе с разными категориями обучающихся, в том числе и с особыми образовательными потребностями.

Лариса Барковская, начальник отдела специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания Министерства образования Калининградской области, напомнила, что в 2017 году Калининградская область по результатам конкурсного отбора, проводимого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, стала участником проекта «Ты не один». Цель проекта – создание условий для эффективных изменений в системе помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению детьми с РАС максимально возможного уровня развития и социализации. И данная конференция, с одной стороны, призвана подвести своеобразный итог реализации данного проекта, а с другой, – наметить новые «точки роста» для обеспечения доступности психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями в регионе.

Вадим Васильев, директор ГАУ Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков», представил итоги реализации мероприятий по оказанию медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, на территории Калининградской области в двух ключевых направлениях: создание кадровых условий в организациях, оказывающих коррекционную помощь детям с РАС, и создание условий для развития деятельности учреждений разной ведомственной принадлежности в сфере оказания комплексной помощи детям с РАС.

В рамках реализации первого направления за два года прошли стажировку 50 специалистов из учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы Калининградской области на базе организаций, оказывающих помощь детям с РАС в Воронеже и Новосибирске; 313 специалистов прошли курсы повышения квалификации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. Реализация второго направления связана с приобретением обучающих наборов игр, реабилитационного оборудования, аудиотехники, утяжелителей, программных средств, комплектов оборудования для мастерских и пр.

Результаты мониторинга специальных образовательных условий в школах города свидетельствуют о положительной динамике. С 2017 по 2018 год количество школ с низким уровнем комплексной доступности снизилось с 48% до 2% и, соответственно, показатели высокого уровня изменились с 11% до 34%.


IMG_9275.JPG



В целях обеспечения доступности психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с 2019 года будут открываться филиалы Центра диагностики и консультирования детей и подростков в восточной, наиболее удаленной от областного центра местности.

На примере кейса «Артем» Наталья Губанова, педагог-психолог, специалист по прикладному анализу поведения, соучредитель центра развития «РАЗУМЕЕМ» (г. Минск, Республика Беларусь) охарактеризовала возможности обучения и изменения качества жизни ребенка с РАС с помощью поведенческого вмешательства.

Елена Ушакова, кандидат педагогических наук, руководитель отдела психолого-педагогических инноваций Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москва, представила участникам конференции вертикаль сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в едином образовательном пространстве города Москва. Выстраивание эффективной, непрерывной, последовательной системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра, утверждает докладчик, должно исходить из установки: разные возможности – разные потребности – разные технологии. Елена Викторовна презентовала городские проекты: Ранняя помошь, Инклюзивная молекула, Ресурсная школа, Абилимпикс.

Следующая группа выступающих: Надежда Андреева, директор ГБУ КО общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 1», г. Калининград; Мария Кохановская, заместитель директора МАОУ СОШ № 28 города Калининграда; Ольга Трифонова, заведующая МАДОУ детский сад №46 города Калининграда; Ирина Мыльникова, директор ГБУСО КО «Центр "Детство"», г. Калининград, представила региональный опыт организации сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в разных типах образовательных организаций и учреждениях социального обслуживания.


DSCN9206.JPG


Наталья Старовойт, к.п.н., доц., руководитель Лаборатории инклюзивного образования Института образования БФУ им. И. Канта:

«Квинтэссенцию конференции можно выразить фразой: «Если вы знаете одного ребенка с РАС, вы знаете только про одного ребенка с РАС». Всем необходимо учиться: учиться жить, дружить, работать в условиях многомерной инклюзии в образовании и обществе в целом».


 Александра Ларина, заместитель директора по научно-методической работе ГБУ КО «Школа-интернат», к.п.н., куратор деятельности Ресурсного центра Института образования БФУ им. И. Канта по направлению «Педагогическое образование»:

«Программа симпозиума, охватывая круг вопросов, который диктуется современным проблемным полем инклюзивного образования, позволила обсудить пути решения и направления дальнейшей работы, предлагаемые ведущими учеными из России и Белоруссии. Активность студентов, проявленная в рамках работы дидактической pro-мастерской «ИРИС», марафона «Профессии будущего», показала первые результаты формирования практической составляющей инклюзивной готовности будущих педагогов: полное погружение в новую деятельность и творческое решение конкретных педагогических задач и ситуаций».


Ирина Михайлюк, директор ГБУ КО ОО «школа-интернат п. Сосновка»:

«От представителей педагогического сообщества ГБУ КО ОО «Школа-интернат п. Сосновка» и от себя лично выражаю искренние слова признательности всем коллегам и организаторам симпозиума. Во время работы мы познакомились с профессионалами, работающими в области инклюзивного образования, умеющими поделиться и передать свой опыт коллегам. Симпозиум проходил на высоком уровне. Было получено много новой информации и найдены ответы на интересующие вопросы. Хочу поблагодарить организаторов симпозиума за отличное сервисное сопровождение. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!»


IMG_9253.JPG


Своими впечатлениями от симпозиума поделились магистранты первого года обучения Института образования БФУ им. И. Канта по программе сетевой международной магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе», направления «Психолого-педагогическое образование».

 Юлия Здесенко:

«Я довольна проведенным временем, дни симпозиума были актуальны, насыщены и динамичны! Было интересно слушать представителей разных организаций, одна идея, разная степень решения "углов". Спасибо всем, кто дал возможность здесь побывать!»


 Екатерина Лукьянова:

«Спасибо всем организаторам за данное мероприятие. Все выступления очень понравились, было интересно послушать докладчиков, которые делились своим опытом организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ».


 Мария Задорожная:

«Было очень интересно и познавательно познакомиться с опытом работы как зарубежных, так и наших отечественных специалистов по работе с детьми с РАС. Очень ценными были советы выступающих, которыми в дальнейшем я смогу пользоваться в своей работе».


 Дарья Парисеева:

«Благодарю организаторов симпозиума за важное и значимое событие в сфере образования лиц с ОВЗ. Участниками были рассмотрены актуальные проблемы в области инклюзивного образования и сформулированы возможные пути решения этих проблем и преодоления трудностей. Для себя отметила опыт специалистов из Республики Беларусь, так как родители являются полноправными участниками образовательного процесса, и вовлечение их в процесс обучения и воспитания является важным условием реализации образовательных программ и достижения образовательных результатов. Современные тенденции в образовании требуют разработки и реализации новых форм взаимодействия родителей и школы, поэтому идеи и опыт специалистов Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка крайне полезны для работы педагога. Следует отметить высокий уровень организации мероприятия, широкий спектр затрагиваемых актуальных вопросов».

IMG_1313.JPG


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта