Профессор-консультант БФУ им. И. Канта Генрих Залевский: «Клинический психолог должен обладать гуманитарным мировоззрением и хорошей медико-биологической подготовкой»

Около месяца назад на базе Института образования БФУ им. И. Канта создан Балтийский научный центр Российской академии образования, который возглавил доктор психологических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, председатель Калининградского отделения РПО, профессор-консультант БФУ им. И. Канта, клинический психолог, психотерапевт Генрих Залевский. В интервью kantiana.ru он рассказал о том, чем клинический психолог может помочь людям и почему обучение психологов наиболее эффективно в содружестве гуманитарных и медицинских вузов.

- Генрих Владиславович, как вы оцениваете психологическое состояние населения?

Психологических проблем, в том числе и в нашей стране, всегда хватало. Но давно замечено, что они обостряются на фоне разного рода исторических катаклизмов: радикальных реформ, перестроек, разного рода конфликтов и так далее.
  
В такие периоды люди начинают особенно остро переживать за свое будущее, за будущее своих родных, что выливается в разного рода невротические и депрессивные состояния, которые, в свою очередь, нередко ведут к алкогольной зависимости, наркомании, зависимостям от компьютера, интернета. Ведь если вовремя и профессионально не помочь человеку, то он начинает помогать себе сам с помощью не самых лучших средств, и это, конечно, не идет ему на пользу.

Статистика, к сожалению, здесь печальная. Но ситуация могла бы быть менее острой, если бы психологии и, в частности, клинической психологии, уделялось большее внимание.
Впрочем, определенные шаги в этом направлении сейчас делаются на федеральном уровне. Например, подготовлен проект закона «О психологической помощи населению РФ».

9S2A6977.jpg


- Но население в массе своей само старается избегать посещения психологов. Это у нас не очень принято. Нет такой культуры ...

- Да, люди часто путают психиатров и психологов, считают стыдным обратиться к такому специалисту. Но закон как раз и должен предусматривать активизацию разъяснительной работы.

Кроме того, помощь в этом вопросе должны оказывать СМИ, им следует объяснять важность визитов к психологу, популяризировать подобного рода помощь профессионалов - именно профессионалов, а не разного рода магов, эзотериков и пр. Словом, нужна медийная поддержка, чтобы сформировать общественное мнение. Что интересно, за пять лет моей работы в Калининграде я ни разу не видел в СМИ основательного материала о психологических проблемах населения и оказании ему психологической помощи. Может быть, я что-то пропустил?

От государства же в первую очередь требуется помощь финансовая. Труд психологов очень важный, они могут принести много пользы. Огромный фронт работ, например, в школах. Другое дело, что уровень специалистов, работающих в учебных заведениях. должен быть более высокий. Пока их консультативная подготовка, не говоря уже о психотерапевтической подготовке, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Очень надеюсь, что в ходе реализации «Концепции развития психологический службы в образовании на 2018- 2025 годы» психологическая ситуация изменится к лучшему.

9S2A6996.jpg



Как БФУ им. И. Канта может быть задействован в процессе повышения уровня подготовки психологов?

В целом в Институте образования сложилась благоприятная ситуация для подготовки специалистов в сфере психологии.

В частности, совсем недавно, около месяца назад, при институте был создан Балтийский научный центр Российской академии образования, который я возглавил. 

Я уверен, что создание такого центра поможет не только наладить подготовку психологов для учебных заведений, но и продолжить подготовку по специальности «Клиническая психология», что позволит консолидировать профессиональное психологическое сообщество вокруг университета.

В целом хочу отметить, что среди психологов давно введутся споры о том, где лучше готовить таких специалистов - в гуманитарных или в медицинских вузах.

Я всегда был на стороне первых. Когда я работал в Томском государственном университете (в этом городе я прожил тридцать лет и лишь пять лет назад переехал по семейным обстоятельствам в Калининград), я горячо отстаивал эту позицию. Но лучший вариант подготовки психологов, прежде всего - клинических психологов, возможен при содружестве двух институтов: института образования и медицинского института, которые входят в структуру БФУ им. И. Канта. При этом обучение должно вестись в институте образования, потому что сами стены определяют мировоззрение выпускника.

По моему глубочайшему убеждению, клинический психолог должен обладать гуманитарным мировоззрением и хорошей медико-биологической подготовкой (свободно ориентироваться в общей и частной психиатрии, психосоматике). Нужно помнить призыв Гиппократа: «Лечить не болезнь, но больного!» И в связи с этим тандем врача и психолога может быть очень эффективным.

Но клинический психолог (консультант, психотерапевт) очень полезен и вне клиники, больницы, диспансера и так далее. Он может заниматься профилактикой - в том числе и среди представителей многочисленных групп риска.


Справка:

Генрих Залевский «Лучший психолог России-2015» от МАПН. Имеет Грамоту Президиума РПО «За вклад в развитие отечественной психологической науки и практики», 2016; Золотую медаль РАО «За достижения в науке», 2017.
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта