Ученые России выяснили, что их немецкие коллеги меньше привязаны к университетам
Заведующийкафедрой отечественной истории ТюмГУ Александр Сорокин и доцент факультета исторических и политических наук ТГУ Михаил Грибовскийпроанализировали глубинные опросы немецких профессоров. Ивыявили, что коллеги из Германии меньше привязаны к университету, где они работают, чем россияне. Историки взяли более 20 глубинных интервью у представителей немецкого академического сообщества в четырех университетах – Кельна, Бремена, Эрлангена-Нюрнберга и Пассау. Их интересовал взгляд немецких коллег на свою профессию, осознание ее сильных и слабых сторон. «Из отличительных черт германской высшей школы следует отметить высокую профессиональную и низкую организационную идентичность университетских преподавателей, – отметил Александр Сорокин. – Например, немецкие профессора-юристы скорее чувствуют сопричастность юридическому профессиональному сообществу, а не университету. Зачастую респонденты отмечали, что они в меньшей степени знают и находятся в коммуникации с коллегами внутри университета, нежели с исследователями в своей отрасли права вне вуза». В качестве недостатков профессии немецкие профессора, как и коллеги из Франции, Великобритании и России, отметили высокую нагрузку. Однако преподавателям в Германии в большей степени удается ставить границы между работой и домом. Респонденты отмечали, что с окончанием рабочего времени профессора стараются переключиться на иные, не связанные с профессиональными обязанностями дела. Они больше работают в офисе в университете, а не дома. «К числу особенных черт профессиональной идентичности немецкой профессуры следует отнести значимость нематериальных факторов мотивации и самоудовлетворении от труда, – сообщил Михаил Грибовский пресс-службе ТГУ. – Крупные научные проекты не предполагают значительного увеличения заработной платы, поэтому мотивацией профессоров служит возможность решения масштабных и сложных исследовательских задач, включенность в международные коллаборации и расширение академической мобильности». Среди респондентов были и выходцы из России. Ученые-соотечественники отметили относительную быструю адаптацию и интеграцию в немецкое академическое сообщество, но при этом отсутствие сопричастности с немецкой культурой на уровне быта, языка и пр. Поездка ученых состоялась благодаря победе в конкурсе фонда Менделеева. Она позволила продолжить исследование профессиональной идентичности преподавателей разных стран. Так, в рамках проекта историки уже проанализировали более 20 глубинных интервью с преподавателями лидирующей группы вузов Великобритании, входящих в топ-100 мирового рейтинга. Согласно их выводам, российских и британских профессоров объединяет «Университет 3.0»: трансформация высшей школы приводит к тому, что преподаватели все больше уделяют внимание развитию финансовых и управленческих навыков. Кроме того, анализ 25 глубинных интервью французских ученых и госслужащих Министерства образования показал, что во Франции и в России ученые включают в личный круг общения коллег по работе, в отличие от британцев, которые предпочитают сохранять формальные отношения. Также подтвердилась гипотеза об особой значимости для преподавателей самоидентификации своей профессии – не формально по статусу занимаемой должности, а по идейным мотивам – с госслужбой. Это выражается в идеях «служения» и «ответственности» перед обществом.
Партнёр:
Тюменский государственный университет