«Звезда будущего»: в БФУ им. И. Канта презентовали новый образовательный проект для школьников
В БФУ им. И. Канта дан старт уникальному проекту
«Звезда будущего», в рамках которого у сегодняшних школьников будет возможность получить предпрофильную и раннепрофильную подготовку сразу по нескольким направлениям. 7 сентября состоялась презентация проекта для педагогического сообщества, школьников и их родителей. В общей сложности встреча собрала более 300 участников, которые опробуют на себе инновационные технологии системы дополнительного образования.
Одна из самых важных задач, стоящих перед вузами, которые входят в государственную программу «5-100», состоит в привлечении талантливой, высокомотивированной молодежи. Именно поэтому в 2018 году Балтийский федеральный университет им. И. Канта открыл
Центр развития современных компетенций детей, выиграв конкурс и получив грант тогда еще Минобрнауки в рамках масштабной государственной программы «Развитие образования». При поддержке и партнерстве регионального министерства образования в рамках гранта будет реализован проект «Звезда будущего».
В Центре будут действовать «Малая академия БФУ им. И. Канта» и «Детский университет», а также на базе университета школьники региона даже смогут проходить обучение по дисциплине «Технология», основу которого составят изучение новых технологий в сфере ИТ и инженерии.
Содержательно предусматривается реализация пяти направлений: информационно-технологическое, инженерное, педагогическое, медико-биологическое и социогуманитарное – которые являются для университета значимыми. В 2018 году образовательный процесс стартует в основном для 10-11 классов. Планируется обучить в течение года 400-500 человек. Со следующего учебного года в рамках работы Детского университета проект будет распространен и на другие параллели, вплоть до четвероклассников.
Открыл мероприятие ректор БФУ им. И. Канта
Андрей Клемешев: «Могу с уверенностью сказать, что в Калининградской области сильные школы с педагогами - профессионалами. Но, чтобы соответствовать будущему динамичному и требовательному рынку труда, необходимо тестировать и воплощать в жизнь новые формы дополнительного образования. Нынешним школьникам предстоит крайне трудный выбор профессии и своего призвания. Университет ищет инструмент, который позволит быстрее и точнее определиться ребятам с профессией, а нам - выпускать востребованных специалистов. База, которую школьники получат в рамках проекта, поможет им не только в выборе, но и придаст уверенности уже во взрослой жизни. Университет готов предоставить сильную материально-технической базу и прекрасных педагогов. Проект «Звезда будущего» - это образовательный эксперимент и весомый вклад в ваше будущее. Я желаю удачи на этом сложном, но интересном пути!»
Приветственные слова о старте значимого для региона проекта «Звезда будущего» сказала министр образования Калининградской области
Светлана Трусенева: «На сегодняшний день ребятам необходимо моделировать свою образовательную траекторию со школьной скамьи. Не менее важно университету и преподавателям моделировать образовательные программы, подключая все ресурсы для решения этой задачи. К проекту «Звезда будущего» привлекаются все прогрессивные люди Калининградской области. Школьники не просто получат знания, а осознанно попробуют себя в реальном секторе, благодаря практикоориентированным занятиям. Отдельное спасибо распределенному педагогическому классу. Он выпустит не будущих педагогов, а педагогов будущего. Поздравляю всех с этим прекрасным стартом!»
«Те школьники, которые пройдут через проект, получат серьезно конкурентное преимущество перед сверстниками, у которых не было такого опыта. В известном смысле «Звезда будущего» — это один из вариантов социального лифта. Причем, весьма быстрый», — отметила первый проректор - проректор по образовательный деятельности БФУ им. И. Канта
Ирина Кукса: «Даже не имея высшего образования, человек, прошедший такое обучение, сможет быть успешным, потому что он ориентирован на компетенции будущего, на решение нестандартных задач, на работу в команде, на риск и эксперимент. По сути, это обновленная с точки зрения содержания и технологий система дополнительного (вне основного учебного процесса) образования детей в соответствии с приоритетами университета в русле предпрофильной и ранней профильной подготовки. Она направленна на то, чтобы школьники как можно раньше, но при этом совершенно осознанно, выбирали свой путь, определялись с будущей профессиональной сферой, при этом получали возможность творческого развития; чтобы не просто искать талантливых и мотивированных, но и готовить их, помогая молодым людям в их стремлении к развитию. Школьники получат массу полезных навыков, поскольку обучение максимально практикоориентированно».
В процессе предполагается задействовать партнеров университета. Например, для педагогического направления будут привлечены образовательные организации региона, для медицинского – медицинские, для информационно-технологического - IT-компании. То есть ребята смогут максимально близко познакомиться с будущей профессией. «Ведь чем раньше человек поймет, в чем состоит его призвание, чем он хочет заниматься в жизни, тем лучше», — подчеркнула Ирина Кукса.
При этом предполагается, что всегда можно перепрофилироваться, выбрать другое направление. И это не менее важно, чем собственно профилизация, считают эксперты, потому что школьник получает возможность пробовать, право выбора и даже право на ошибку, а условия для его развития становятся самыми широкими.
«Например, те, кто будет обучаться на информационно-технологическом направлении, имеют возможность получить сертификат одной из крупнейших в мире компаний, специализирующихся на высоких технологиях - CISCO. По сути, это признанный профессиональным сообществом «отложенный профессиональный сертификат», который каждый сможет «активировать» после того, как ему исполнится 18 лет. Примерно такая же схема будет реализована и для тех, кто учится на других направлениях», — рассказала первый проректор - проректор по образовательный деятельности БФУ им. И. Канта .
При таких подходах и формат преподавания иной, во многом экспериментальный и по большей части – неформальный: масса практических интерактивных занятий, командная работа, соревновательные элементы, создание продуктов и решение реальных практических задач, такой образовательный интенсив. Планируется приглашение ведущих ученых, специалистов-практиков на уникальные мастер-классы, посетить которые ребята смогут независимо от выбранного направления.
В целом, процесс будет идти на кросс-платформенной основе. Дальше всех продвинулось педагогическое направление, на которое уже набраны талантливые и мотивированные ребята со всего региона.
Анна Бударина, директор Института образования БФУ им. И. Канта:
«Проект распределенного педагогического класса «Учитель будущего» запущен 1 июня 2018 года. По результатам конкурсного отбора были отобраны 50 учащихся школ Калининградской области, которые наиболее мотивированы к педагогической деятельности. В процессе будут использованы новые методы обучения: работа в профильных лагерях вожатыми, активное вовлечение в волонтерскую практику. Предусмотрены проектные конкурсы, тренинги по командообразованию, обучение основам специальной педагогики и психологии, психолингвистики и общей педагогики, конфликтологии и медиации, педагогической рефлексии. В программе обучения будут активно использоваться современные кейс-технологии, микрообучение, образовательные квесты и профессиональная диагностика. Нет никаких сомнений, что участие в проекте поможет школьникам найти себя в профессии педагога, которая будет существовать всегда. Только педагогу под силу вычерчивать некоторые моральные границы поведения и прививать цивилизационное отношение к ценностям. В этом и заключается особая ценность педагогической профессии для общества».
С каждым школьником планируется заключить «отложенный контракт». Кроме того, им будет предоставлена возможность целевого обучения в БФУ им. И. Канта и в региональном Педагогическом колледже. С ребятами в рамках программы будут работать лучшие педагоги и методисты как Калининградской области, так и «звезды» отечественной педагогики.
О работе со школьниками в рамках информационно-технологического направления рассказал первый заместитель директора института физико-математических наук и информационных технологий
Андрей Шпилевой: «Реализация инженерного IT-модуля позволит подготовить учащихся к решению задач проектирования, развертывания и технического сопровождения локальных и глобальных сетей на предприятиях и организациях с использованием общепризнанных мировых стандартов. Участники программы познакомятся с современными сетевыми технологиями, основами маршрутизации и коммутации, особенностями мониторинга сетей предприятия. Занятия будут организованы в специально оборудованном компьютерном классе Института физико-математических наук и информационных технологий на профессиональном оборудовании в формате JuniorSkills с использованием эмуляторов сетей Cisco Packet Traser и итоговым контролем в форме демонстрационных экзаменов».
Елизавета Соболева, ученица МБОУ СОШ «Школа будущего»:
«Я мечтаю стать врачом ветеринаром или дерматологом. Но чтобы окончательно определиться, мое ли это призвание, я решила воспользоваться такой прекрасной возможностью, которую дает проект «Звезда будущего». Так скажем, я протестирую свою будущую профессию. Именно поэтому я выбрала медицинское направление. С нетерпением жду начала практических занятий, где для меня откроется совершенно новый взрослый научный мир».
Ирина Кукса, первый проректор - проректор по образовательный деятельности БФУ им. И. Канта;
«То есть, для сегодняшнего школьника «Звезда будущего» - это хороший шанс для развития, самооценки, саморефлексии и при этом – шанс для осознанного выбора дальнейшего пути. Но проект крайне важен и для БФУ им. И. Канта, который заинтересован в том, чтобы в университет приходили высокомотивированные, талантливые, желающие учиться и идти вперед молодые люди, которые представляют, чего они хотят. А не те, кто поступил только потому, что надо хоть куда-то поступить, имея тот или иной набор баллов ЕГЭ, или потому что мама настояла. Можно сказать, что проект «Звезда будущего» - это работа на опережение. Это попытка подготовить даже не только будущих студентов еще на школьной стадии, но и дать нынешним школьникам тот самый «билет в будущее».
Добавим, что после презентации участники проекта «Звезда будущего» смогли задать интересующие вопросы педагогам и сотрудникам БФУ им. И. Канта. После чего состоялся Интеллектуальный пикник, спикерами которого стали
Артем Юров, доктор физико-математических наук, профессор, и
Валентин Балановский, кандидат философских наук.
Партнёр:
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта