«Учитель будущего»: в институте образования стартовал проект предпрофильной подготовки для школьников

«Профессия учителя дарит радость»

В Институте образования состоялся установочный семинар для учащихся распределенного педагогического класса «Учитель будущего».

В Калининградской области, как уже сообщалось на kantiana.ru, запускается проект «Звезда Будущего», в котором самое активное участие принимает БФУ имени И. Канта. Суть этого проекта заключается в том, что школьникам дается возможность получить предпрофильную и раннепрофильную подготовку по пяти направлениям: педагогическому, информационно-технологическому, инженерному, медицинскому и социогуманитарному.
В рамках этого проекта при Институте образования сформирован распределительный класс «Учитель будущего», состоящий из полусотни местных школьников (точнее, их 51 человек: 36 - из школ Калининграда, 15 - из школ области), которые видят себя в будущем учителями. Критериев конкурсного отбора было несколько. Это средний балл аттестата об общем образовании, портфолио личных достижений, характеризующих сферу интересов, наличие опыта волонтерской работы, а также выполнение конкурсного задания (видеосюжет «Я – учитель будущего»), в котором претенденты излагали свою мотивацию: объясняли, почему они хотят быть учителями.
В целом проект, как рассказала директор Института образования БФУ им. И. Канта, доктор педагогических наук, профессор Анна Бударина, нацелен на обучение основам профессии, формирование универсальных компетенций, Digital и soft-компетенций (в том числе, критическое мышление, лидерство, командная работа, креативность, коммуникация и др.), формирование понимания «образа будущего и профессий будущего».

6R1A8347.jpg


Очно, дистанционно и бесплатно

29 августа в Институт образования, который находится на улице Чернышевского, 56, были приглашены прошедшие конкурсный отбор школьники и их родители - для того, чтобы они могли больше узнать о том, как будет проходить учебный процесс, и вообще — о профессии учителя и возможности сделать карьеру на педагогическом поприще.
Анна Бударина отметила, что вопреки сложившемуся мнению о том, что школьники определяются со своей будущей специальностью в достаточно раннем возрасте, данные статистики говорят, что осознанно к выбору профессии они подходят только к 8-9-му классу.

6R1A8291.jpg


По её словам, обучение в распределительном классе будет осуществляться посредством кросс-платформенных технологий по сетевой модульной дополнительной программе предпрофильной и ранней профильной подготовки Института образования БФУ им. И. Канта во взаимодействии с партнерами - Калининградским областным институтом развития образования, ресурсными центрами «Педагогическое образование» Института образования БФУ им. И. Канта, Центром развития одаренных детей, Кванториумом, опорными школами региона и другими. Обучение по дополнительной общеразвивающей программе является бесплатным. Оно будет вестись в дистанционном режиме, а во время каникул - в очном. Обязательный к изучению объем программы составляет 68 часов в год.

Новые горизонты

Важно добавить, что преподаватели и студенты Института образования БФУ им. И. Канта будут принимать непосредственное участие в работе со школьниками, которые познакомятся с основами специальной педагогики и психологии, когнитивной психологии, психолингвистики и общей педагогики, конфликтологии и медиации, педагогической рефлексии.

6R1A8312.jpg


Анна Бударина, директор Института образования:

«Мы будем развивать у них профессиональные компетенции в самом широком спектре: в области наставничества, межъязыкового общения и межкультурной коммуникации, специальной и коррекционной педагогики, инклюзивного образования, компетенции в создании цифровой образовательной среды и в использовании современных онлайн-образовательных форм обучения. Мы также собираемся подключать школьников ко всем нашим социальным и волонтерским проектам. В институте активно функционирует лаборатория социально-педагогического проектирования «Проектный инкубатор», которая, в частности, реализует регионального проект «Школа вожатых» совместно с Агентством по делам молодежи Калининградской области и Калининградским региональным отделением МООО «Российские студенческие отряды». В Школе с 2008 года ежегодно обучается более 100 инициативных молодых людей со всего региона. Прошедшие обучение имеют право работать вожатыми в региональных, национальных и международных оздоровительных лагерях и центрах. В программе будут активно использоваться современные кейс-технологии, микрообучение, тренинги профессиональной идентичности и технологии моделирования современной цифровой образовательной среды, образовательные квесты и профессиональная диагностика. Планируется использовать «распределенное» обучение (модули раннего профильного обучения), возможности дистанционного и электронного обучения, школьники окажутся вовлеченными в активную и волонтерскую практику в летних лагерях, примут участие в образовательных проектах. Не будет также забыта командная, практическая работа, проектные конкурсы, лектории, тренинги и мастер-классы, индивидуальные образовательные треки, стажировки, включенное обучение и погружение в «производственную практику». В инвариантный блок программы включены учебно-познавательные модули по введению в педагогическую профессию и в социально-педагогическое проектирование, в проектную и исследовательскую деятельность. В вариативный блок – вебинары по профильным предметам (русский язык, математика, обществознание, иностранный язык)».
По словам Анны Будариной, проект позволит выпускникам стать специалистами с навыками педагога будущего и откроет для них новые горизонты в профессии.

Педагогический класс — особенный

Начальник отдела модернизации образования министерства образования  Калининградской области Ирина Позднякова напомнила пришедшим в Институт образования гостям, что инициатива развития предпрофильной и раннепрофильной подготовки школьников исходила непосредственно от президента страны Владимира Путина:

«Мы в региональном правительстве совместно с представителями БФУ имени Канта, Калининградского областного института развития образования и местных школ долго думали над тем как обеспечить область высокопрофессиональными и вместе с тем востребованными на рынке труда специалистами и пришли к выводу, что нужно создавать университетские классы для школьников», — сказала Ирина Николаевна, подчеркнув, что идея была поддержана губернатором Антоном Алихановым.

6R1A8305.jpg


Ирина Позднякова напомнила, что будет создано несколько классов разной направленности. Но педагогический среди них — особенный, поскольку он в отличие от остальных, сформирован из представителей разных школ.

Обращаясь к прошедшим конкурсный отбор школьникам, Ирина Позднякова сказала, что представленные ими портфолио и выполненные творческие задания свидетельствуют о наличии необходимых для педагогов компетенций:

«И я, и министр образования Калининградской области Светлана Трусенева надеемся, что через несколько лет вы вольетесь в коллективы местных учреждений образования».

Воспитание гармоничного человека

Ректор Калининградского областного института развития образования Лилия Зорькина призналась, что её очень радует тот факт, что аудитория, в которой проходит презентация образовательного проекта, заполнена до отказа:

«Внушает оптимизм то, что вместе с прошедшими конкурсный отбор школьниками пришли их родители, а это значит, что они поддержали их решение выбрать педагогическую стезю».

6R1A8332.jpg


Лилия Алексеевна заверила ребят в том, что они пошли по верному пути, потому что профессия учителя никогда не умрет и всегда будет востребована. Но вместе с тем совершенно очевидно, что она будет меняться.

По словам ректора института, учитель сегодня — это не тот, кто стоит у доски и вдалбливает знания, это, скорее, наставник, тьютор. Но как бы то ни было, нужно быть профессионалом своего дела. А чтобы им стать, надо вовремя понять, своим ли ты делом решил заниматься. Педагогический класс при БФУ им. И. Канта предоставляет замечательную возможность почувствовать себя учителем и решить для себя — уютно ли тебе в этой роли, хочешь ли ты дальше двигаться в этом направлении или нет:

«Со своей стороны мы крайне заинтересованы в том, чтобы в школу приходили высокомотивированные молодые люди, которые сделали осознанный выбор. Но даже если отучившиеся в педагогическом классе школьники не станут педагогами, знания и умения, которые они получат здесь, всё равно будут для них крайне важны. Наша самая главная задача - это воспитание гармоничного человека».

6R1A8349.jpg


Директор гимназии №40 (учреждение является экспериментальной площадкой для реализации проекта) Татьяна Мишуровская в своем выступлении сказала, что часто преподавать в школы идут люди, которые раньше никогда не думали об этой карьере - так сложились обстоятельства. Однако, остаются в школах лишь те, для кого профессия учителя стала судьбой:

«Эта очень сложная профессия, но вместе с тем она дарит радость, потому что хороший учитель постоянно окружен любовью учеников и уважением их родителей».

Остальные выступающие с мнением согласились. В частности, директор Центра непрерывного психолого-педагогического образования Института образования, к.п.н., доцент Оксана Локша. По её словам, для молодого человека профессия учителя это и социальные гарантии, и гибкий график работы, и возможность самореализации. Перспективы для пытливого и знающего чего он хочет человека очень широкие.

6R1A8486.jpg


Впрочем, прошедших конкурсное сито школьников, похоже, не надо было агитировать за профессию. Сложилось впечатление, что они давно сделали для себя выбор и уже все для себя решили.

Остается добавить, что по результатам реализации проекта предусматривается «отложенный контракт», направление на целевые места на педагогические специальности и дополнительные баллы при приеме в БФУ им. И. Канта по итогам обучения. Обучение будет проводиться на основе договора с родителями учащихся и соглашений о совместной реализации сетевых программ между образовательными организациями. При необходимости возможен индивидуальный учебный план для освоения учащимся педагогического класса общего среднего образования.




Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта