Августовская педагогическая конференция стартовала в Светлогорске при поддержке БФУ им. И. Канта

23 августа в Светлогорске состоялось пленарное заседание региональной педагогической конференции «Компетенции будущего для социально-экономического развития региона». Традиционный августовский педсовет собрал в преддверии начала учебного года одновременно более двух тысяч руководителей и работников организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Организованная министерством образования Калининградской области конференция стартовала 20 августа и проходит при поддержке БФУ им. И. Канта.
В рамках конференции предполагается обсудить приоритетные направления развития системы образования до 2024 года и обозначить задачи на 2018/2019 учебный год.

С приветственным словом на пленарном заседании к участникам и гостям конференции обратился первый заместитель председателя правительства Калининградской области Алексей Родин:
«Сегодня Калининградская область входит в число лидеров России по показателям технологической оснащенности, сегментирования информационных систем и по качественным показателям использования дистанционных образовательных технологий. Доля преподавателей, активно использующих информационные технологии, уже достигла 72%, а показатель внедрения IT в образовательный процесс составляет 85%. Перед системой образования стоит задача к 2020 году выйти по этим показателям на уровень в 100%. Уверен, что используя ресурсы, возможности и человеческий потенциал сферы образования мы добьемся значимых результатов в улучшении социально-экономического развития Калининградской области. Желаю плодотворной работы на конференции. Уверен, что удастся подробно обсудить, какими компетенциями должен обладать школьник и студент, педагог через год, 5, 10, а может и 20 лет, чтобы стать конкурентным участником рынка труда. Успехов и новых открытий».

048NnDT4gbQ.jpg



На сцене состоялась торжественная церемония награждения педагогов государственными, отраслевыми, региональными наградами и подведение итогов конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года» и «Нравственный подвиг учителя».


uBySA6fcHpc.jpg
mzXhfWaB0KU.jpg


Светлана Трусенева, министр образования Калининградской области:

«Хочется поблагодарить каждого педагога за стремление вперед. Верю, что наши учителя полны энтузиазма и энергии для выполнения поставленной задачи Правительством России — войти в десятку лучших образовательных систем в мире. Калининградское образование традиционно находится не ниже пятой строчки в рейтинге субъектов РФ. Этого мы достигли благодаря вашему труду, любви к работе и детям. Хочу пожелать каждому учителю и воспитателю новых свершений на профессиональном пути».

Добавим, что на церемонии вручения благодарственных писем от министерства образования Калининградской области была отмечена профессиональная деятельность в период ЧМ-2018 Волонтерского центра на базе БФУ им. И. Канта.

9S2A4023.JPG


После завершения церемонии открытия на пленарном заседании с докладами по приглашению БФУ им. И. Канта выступили руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков и ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), доктор философских наук Александр Федоров.

В докладе на тему «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков рассказал об основных тенденциях будущего, связанных с новыми профессиями и навыками. В частности эксперт отметил неминуемую трансформацию промышленности и сферы услуг, где людей заменит искусственный интеллект и роботы: «Массовая занятость постепенно будет уходить, одновременно с этим будет расти сектор персонализированного производства». Как пояснил Дмитрий Судаков, в мире, где все будет стандартно, люди захотят индивидуальности, и «как следствие, популярность наберет та деятельность, которая будет производить оригинальные товары и предлагать персональные услуги».

«Это представляет серьезный вызов нынешней системе образования. На протяжении многих десятилетий нас воспитывают, как деталь какой-то большой машины. Теперь тенденции меняются. Модель компетенций 21 века усложняется. В ее основе лежит множественный интеллект — музыкальный, визуальный, вербальный, логико-математический, межличностный и эмоциональный. И только потом — специализированные, узконаправленные навыки. Профориентация 21 века становится карьерным ориентированием и решает такие задачи, как: умение разбираться в мире профессий, строить образовательную траекторию к цели, умение адаптироваться».

9S2A4061.JPG


По мнению руководителя проекта «Атлас новых профессий» Дмитрия Судакова, в ближайшие годы произойдет стирание границ между гуманитариями и «технарями»: «не получится спрятаться в домик и сказать, что этого не умею». Резюмируя свое выступление, эксперт отметил, что для соответствия современным тенденциям педагог должен принимать во внимание все аспекты кардинально меняющегося мира и «донести сегодняшним детям позитивную и реалистичную картину дня и недалекого будущего».

В свою очередь, ректор Мининского университета Александр Федоров в докладе на тему «Новые компетенции и новые судьбы профессионального становления и развития педагогов» отметил, что любая эпоха и система перемен всегда предъявляет особые требования к педагогам:

«Основной образовательный тренд, который обсуждается в России, — цифровизация, которая также предъявляет новые требованиям к учителям. Самое любопытное, что какую-то одну компетенцию для цифровизации назвать невозможно. Это всегда комплекс очень сложно устроенных и знаний, и навыков, существующих в одном координирующем действии. И научить этому кого-то невозможно. Этому нужно учиться самостоятельно. Одними из важнейших качеств, которые должны быть привиты к современному ребенку, являются: коммуникативность, способность к развитию, социальная ответственность, критичность, способность к сохранению традиций».

9S2A4075.JPG


По мнению эксперта, главный тренд в сфере образования на сегодняшний день для учителя — это саморазвитие, которое должно осуществляться в сетевом принципе: «современный учитель должен прекрасно понимать, кем он хочет стать, чтобы строить новое будущее». По словам Александра Федорова, в современном мире педагог уже не может быть просто источником информации. Новая задача учителя — научить ребенка добывать, структурировать и перерабатывать информацию.

Затем докладчики приступили к дискуссии. В обсуждении приняли участие ректор БФУ им. И. Канта, профессор, доктор политических наук Андрей Клемешев, проректор по социальным коммуникациям БФУ им. И. Канта Ефим Фидря, министр образования Калининградской области Светлана Трусенева, руководитель регионального Агентства по развитию связи и массовых коммуникаций Сергей Евстигнеев, а также известный региональный предприниматель, выпускник и сопредседатель Ассоциации выпускников БФУ им. И. Канта Олег Пономарев.

Эксперты обсудили, какие навыки современное образование должно развивать у обучающихся в первую очередь, какие отрасли будут наиболее интенсивно развиваться в ближайшие 5-10 лет, а также как меняется формат взаимодействия взрослых и детей, школы и семьи в цифровой среде.

Первым на эти вопросы попытался ответить руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков:

«Я думаю, мы переходим в тот формат образования, где нужно говорить о воспитании полноценного человека, где учтены и физический интеллект, и эмоциональный интеллект и многое другое. То есть, перед нами и педагогами стоит задача №1 — воспитать счастливого и гармоничного человека, а не только проинформированного по учебникам базовых предметов».

Своим мнением, по поводу того, что бизнес ждет от новых выпускников школ и вузов, поделился предприниматель Олег Пономарев:

«Мы очень много говорим о профессиях будущего. Но, если мы назовем учителя «ментором», ничего не поменяется. Ключевым фактором для бизнеса является «профессионал». Главное задача педагога сегодня привить чувство свободы и трудолюбия детям».

9S2A4097.JPG



 По мнению калининградского бизнесмена, дети в современной школе излишне перегружены. При этом в недостаточном количестве часов преподают школьникам английский язык: «а владение им крайне необходимо для современного делового человека».

Андрей Клемешев, ректор БФУ им. И. Канта:

«Мы видим технологические изменения, происходящие в мире, которые затрагивают, в том числе, нашу жизнь и ценности. Я думаю, что сегодня нам, представителям сферы образования, необходимо прежде всего осмыслить, как цифровизация отразится на наших детях, какими они будут. Для школы — это ключевая тема. Мы пытаемся ответить на вопрос, как подготовить к новым вызовам учителей, перечислить компетенции, чтобы авторитет учителя сохранился. Важно не допустить, чтобы наши дети превратились из пользователей новых технологий в обыкновенных потребителей». 

По мнению ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Александра Федорова, родители также не должны отстраняться от вопросов школьного воспитания детей: «ребенок и родитель должны двигаться вместе, вместе познавать мир, начиная с самых банальных бытовых вещей».

«Сегодня мы ставим задачи на ближайшие несколько лет. Уже сейчас надо понимать, с каким набором знаний и навыков мы должны выпускать нынешних первоклассников, первокурсников среднего и высшего образования. Поэтому в течение десяти дней с экспертным сообществом будем рассматривать возможные модели развития системы образования», – отметили министр образования Светлана Трусенева.

4AqHFPe5oqE.jpg


В завершении дискуссии участники сошлись во мнении, что задачами современного учителя являются: воспитание моральных ценностей у детей, умение познавать мир в тандеме с ребенком, самообразование и самосовершенствование, принятие новых технических возможностей для того, чтобы идти в ногу со временем.

Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта