Директор института образования Анна Бударина: «Приемная кампания показала, что престиж профессии педагога значительно вырос»

Педагогический институт БФУ им. И. Канта меняет название на Институт образования. В интервью kantiana.ru директор института, профессор, доктор педагогических Анна Бударина рассказала о том, зачем был сделан «ребрендинг», как прошла приемная кампания в этом году и есть ли будущее у профессии педагога в эпоху искусственного интеллекта.

Анна Олеговна, как давно зрела идея переименования института?

Педагогический институт начал работать как отдельное структурное подразделение БФУ им. И. Канта с июня 2017 года. Традиционное наименование подразделения, отвечающего за подготовку педагогических кадров в университете, было продиктовано исключительно тактическими задачами. Университету была необходима институция по подготовке учителей ради решения важнейших узкопрофильных региональных задач и подготовке специалистов по укрупненной специальности «Образование и педагогические науки».
Однако в настоящее время в институте реализуются не только узкопедагогические направления подготовки, и мы занимаемся не только собственно педагогикой, «детовождением». В объединенной структуре мы готовим педагогов, психологов и преподавателей иностранного языка. Сейчас у нас обучаются около 1400 студентов по двадцати трем образовательным программам. Сегодня мы готовим учителей начальных классов, математики и информатики, педагогов дошкольного образования и организаторов внеурочной деятельности, педагогов-исследователей, преподавателей иностранного языка и психологов на трех уровнях образования - бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.
За все время существования педагогического образования в нашем университете мы еще никогда не объединялись в та-кую сложную структуру, позволяющую проводить исследования в области профессионального и дополнительного образования, лингвистического образования, специальной педагогики и психологии, когнитивной психологии, психолингвистики и общей педагогики.
Институт образования - как и его глобальная модель «University of Education» в ряде успешных мировых практик – стратегически устойчивое наименование, задающее наш целевой выбор – создание трансрегионального центра разработки современных технологий и нового содержания педагогического образования глобального уровня, формирующего философию образования как фундаментального вида деятельности цивилизации, который способен стать одним из ключевых факторов формирования региональной образовательной экосистемы в модели социально-педагогического образовательного округа. И в этом смысле переименование Педагогического института в Институт образования – очень логично.

6R1A2397.jpg


Возглавляемый вами институт принял активное участие в совместном проекте БФУ и регионального министерства образования - «Звезда будущего»? В чем суть этого проекта?

Проект развития системы предпрофильной и ранней профильной подготовки школьников в Калининградской области «Звезда Будущего» обеспечивает осуществление профессиональной ориентации школьников через дополнительную (вузовскую) часть образования с реализацией индивидуального учебного плана под запрос учащегося. Обучение будет идти по пяти направлениям: педагогическому, информационно-технологическому, инженерному, медицинскому и социогуманитарному. Эти ключевые специализации обусловлены основными направлениями развития и кадровой потребностью отраслей экономики и социальной сферы региона.
Проект распределенного педагогического класса «Учитель будущего» запущен 1 июня 2018 года. По результатам конкурсного отбора в проект «Учитель будущего» отобраны 50 учащихся десятых классов из общеобразовательных организаций Калининграда и Калининградской области, которые наиболее мотивированы к педагогической деятельности.
Критериев конкурсного отбора было несколько. Это средний балл аттестата об общем образовании, портфолио личных достижений, характеризующих сферу интересов учащегося, наличие опыта волонтерской работы, а также выполнение конкурсного задания (видеосюжет «Я – учитель будущего»), в котором претенденты излагали свою мотивацию, объясняли почему они хотят быть учителями, и как они себя видят в этой профессии.
Проект нацелен на обучение основам профессии, формирование универсальных компетенций, Digital и soft-компетенций (в том числе, критическое мышление, лидерство, командная работа, креативность, коммуникация и др.), формирование понимания «образа будущего и профессий будущего». По результатам реализации проекта предусматривается «отложенный контракт», направление на целевые места на педагогические специальности и дополнительные баллы при приеме в БФУ им. И. Канта по итогам обучения.
Проект создания распределенного педагогического класса осуществляется совместно с региональным министерством образования, Калининградским областным институтом развития образования, нашими ресурсными центрами «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», Кванториумом и опорными школами региона.
В процессе обучения, помимо традиционных, будут использоваться новые методы обучения. Речь, в частности, идет о работе в профильных лагерях вожатыми, активном вовлечении в волонтерскую практику. По окончании обучения школьники получат сертификат, который позволит им работать вожатым в региональных, национальных и международных оздоровительных лагерях и центрах. Мы также собираемся подключать школьников ко всем нашим социальным и волонтерским проектам.
Предусмотрены проектные конкурсы, тренинги по командообразованию, обучение основам специальной педагогики и психологии, психолингвистики и общей педагогики, кон-фликтологии и медиации, педагогической рефлексии. Мы будем развивать у них профессиональные компетенции в самом широком спектре: в области наставничества, межъязыкового общения и межкультурной коммуникации, специальной и коррекционной педагогики, инклюзивного образования, компетенции в создании цифровой образовательной среды и в использовании современных онлайн-образовательных форм обучения. В программе обучения будут активно использоваться современные кейс-технологии, микрообучение, образовательные квесты и профессиональная диагностика. То есть, школьникам будут прививаться навыки, которые просто необходимы преподавателю школы и дошкольного учреждения. Да и вообще – образованному человеку.
В программе предусмотрено углубленное изучение отдельных предметов - обществознания, математики, русского и английский языков.
Таким образом, шансы получить высокие баллы ЕГЭ у наших учеников повышаются.
Мы убеждены, что сегодня современный учитель обязан быть разносторонне подготовленным человеком.
Очевидно, что отучившийся в педагогическом классе молодой человек будет иметь более четкое представление о выбранной специальности, сможет легче поступить в вуз.
Мы надеемся, что реализация проекта благоприятным образом отразится на престиже профессии. Наш проект позволит нашим выпускникам не только стать специалистами с навыками педагога будущего, но и будет способствовать повышению имиджа педагогической профессии.



S2A1224.jpg



Каково, на ваш взгляд, будущее профессии? Выживет ли она в эпоху искусственного интеллекта и big data?

У меня нет никаких сомнений в том, что профессия педагога будет существовать всегда. Вряд ли найдется родитель, который полностью доверит своего ребенка механизму. Да, роботы и цифровые системы могут быть очень полезны, они способны оказать помощь в усвоении фактологической информации, но не более того. Ведь что такое образование? Это передача опыта предшествующих поколений. А как его может передать робот? Привить ценности, заложить нравственные основы машина не в состоянии. Это по плечу только человеку, который помогает вычерчивать некоторые моральные границы поведения и прививает цивилизационное отношение к ценностям. В этом и заключается особая ценность педагогической профессии для общества. Именно педагоги учат от-ношению к ценностям и передают опыт поколений, сохраняя культурно-исторический код народа. 
Однако это не значит, что профессия не будет меняться. Конечно, будет! Сейчас происходит достаточно мощная педагогизация общества, когда образование становится сферой досуга, и требуются современные педагоги для высокотехнологичной школы. Современный мир меняется всё быстрее, каждое новое поколение сильнее отличается от предыдущего. Работа в современной школе – это налаживание контакта с представителями иной цивилизации. И школа есть некий промежуточный этап, на границе миров. Учителя не должны отставать в понимании происходящих процессов. Сегодня необходимо объединить усилия региональных педагогических сообществ, классических университетов и педагогических вузов России с их мощными научно-исследовательскими, интеллектуальными и технологически-ми базами для качественного прорыва в подготовке педагогических кадров с учетом лучших мировых практик.
Современному педагогу необходимы новейшие компетенции в области наставничества, специальной и коррекционной педагогики, инклюзивного образования, а также модули по по-лучению компетенций в создании цифровой образовательной среды и в использовании современных онлайн-образовательных форм.
Но даже при владении навыками применения мультиагентных гибридных систем, от педагогов будущего по-прежнему будут требоваться такие умения, как научить ребенка слепить слоника из пластилина. Вузам необходимо создавать образовательное пространство нового типа, чтобы готовить в нем педагогов с другим опытом организации исследовательской, образовательной и проектной деятельности. Мне представляется, что профессия станет еще более многофункциональной, мозаичной в универсальных умениях и постепенно начнет уходить от фронтального менторства «говорящих голов» и приближаться к наставничеству.

Как строится международное сотрудничество института? 

У нас есть несколько хороших международных проектов. Например, магистерская программа по разработке мультикультурных компьютерных игр по направлению «Лингвистика», разработанная при поддержке Университета Уппсала (Швеция). По направлению «Теория и практика преподавания иностранных языков» мы активно сотрудничаем с Кильским университетом. Ещё у нас есть очень интересная сетевая международная программа, которую мы реализуем совместно с Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка. Сейчас в регионе большой дефицит специалистов в области инклюзивного образования и специальной педагогики. А у белорусских коллег очень богатый опыт работы в этом направлении. С их помощью мы надеемся устранить нехватку такого рода кадров. 
В рамках международного сотрудничества наши студенты и аспиранты проходят стажировки в Университете г. Фленсбурга, Университете им. К. Альбрехта, г. Киль (Германия), Университетском колледже Вольда (Норвегия), Университете г. Грайфсвальд (Германия), Университете Уппсала (Швеция).

Насколько успешно для института прошла последняя приемная кампания?

В этом году у нас были беспрецедентно высокие цифры набора на бюджетные места на педагогические направления под-готовки: 173 бюджетных места на бакалавриат, 50 мест на магистерские программы и 12 мест в аспирантуру. Это в три раза больше по сравнению с предыдущими годами. Только на программы бакалавриата на бюджетные места к нам поступили 16% всех абитуриентов БФУ им.И.Канта. При этом произошла парадоксальная вещь: средний балл поступивших на педагогические направления на полтора пункта выше, чем в прошлом году, и на 9,5 пунктов, чем в позапрошлом. На педагогические программы в этом году поступили 5% иностранных граждан, включая студентов из Колумбии, Литвы, Казахстана, и 25% ребят из других городов Российской Федерации.
Все это означает, что профессия педагога стала более привлекательной для абитуриентов и престиж её растет.
Важно при этом отметить, что сегодня примерно 80 процентов наших выпускников идут работать по полученной специальности. И это – без учета тех, кто продолжил обучение в магистратуре.
По данным регионального мониторинга потребностей и дефицита педагогических кадров, проведенного Министерством образования Калининградской области, к 2020 году потребуются 112 учителей математики, 80 учителей английского и немецкого языка, около 30 учителей информатики, более 100 учителей начальных классов и более 100 педагогов дошкольного образования. Но есть все основания полагать, что в ближайшие годы выпускники Института образования смогут заполнить эти вакансии.

6R1A2421.jpg


Не секрет, что в педагогические вузы поступают в основном девушки, в школах не хватает учителей-мужчин. Меняется ли как-то эта ситуация?

Действительно, в России педагогические коллективы на всех ступенях образования прочно феминизированы. Стереотип – школа не место для мужчин до сих пор очень стойкий. Сейчас мужчина в школе – это скорее исключение, чем правило.
Однако если мы обратимся к фактам и статистике, то легко выясним, что учителями на протяжении очень большого периода человеческой истории были только мужчины. Собственно говоря, само слово «учитель» – мужского рода.
До революции в учебных заведениях Российской империи преподавали в основном мужчины. Они составляли абсолютное большинство педагогических коллективов. События семнадцатого года и Великая Отечественная война внесли свои коррективы, и в советское время все кардинальным образом, изменилось. По статистике в 80-е годы прошлого века в школе было около 30% мужчин-педагогов, в начале XXI века уже только 13%. Но ситуация сейчас постепенно меняется. 20% директоров учебных заведений общего образования – мужчины. Среди руководителей региональных органов управления образованием в России мужчин две трети.
Растет также их количество среди абитуриентов, выбирающих педагогические направления подготовки. У нас, в зависимости от образовательной программы, 5-17% поступающих – юноши. В основном они выбирают направления, связанные с IT, математикой, внеурочной деятельностью, педагогикой профессионального образования и гейм-дизайном, но есть и те, кто решил попробовать себя в дошкольным и начальном образовании. Очень хорошо, что все больше тех, кто осознают, что современное образование – привлекательная сфера с гарантированным трудоустройством и перспективами. Сегодня в России происходит омоложение учительского и директорского корпуса. Политика государства по повышению заработной платы педагогов и привлечению молодежи сделала профессию более привлекательной. Если в педагогику пойдут мужчины, то это будет само по себе весомым показателем повышения престижа профессии. Однако на самом деле гендерная статистика не так уж важна. Главное, чтобы педагогов по призванию в российских школах стало больше.







Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта