В БФУ им. И. Канта выяснили, как короткое изменение диеты влияет на микрофлору кишечника

Ученые БФУ им. И. Канта приняли участие в масштабном исследовании, установившем, как меняется микрофлора кишечника при непродолжительном изменении диеты. Оказалось, что всего после двух недель сбалансированного питания состав микроорганизмов в кишечнике ощутимо меняется. Результаты исследования опубликованы в журнале Nutrients.

Поисковые системы по запросу «индивидуальная диета» выдают сотни сайтов с предложениями, отзывами и рекомендациями. Пользу ставшего модным сбалансированного питания по персонально разработанной программе признают и ученые. Однако до сих пор оставалось неизвестным, как именно такая диета влияет на микрофлору кишечника и через какое время изменяется состав микробиоты. Сотрудники БФУ им.И. Канта совместно с коллегами из других российских вузов провели масштабное экспериментальное исследование, чтобы выяснить, достаточно ли двухнедельной диеты, чтобы изменить состав микроорганизмов в кишечнике.

«Идея исследования была сформулирована нашими коллабораторами, а мы осуществляли техническую реализацию части этапов исследования, включая подготовку проб и высокопроизводительное секвенирование», — рассказал Алексей Корженков, один из авторов исследования, сотрудник Института живых систем БФУ имени И. Канта.

Исследование ученых состояло из нескольких этапов. Сначала более 200 человек, согласившихся принять участие в эксперименте, заполнили анкету, разработанную авторами. В опроснике респонденты указали, как часто они едят тот или иной продукт (например, морковь – каждый день, сосиски – два раза в неделю), а также ответили, как часто они курят, пьют алкоголь, сколько часов в день спят и какие принимают лекарства. Затем ученые провели клинический анализ кала респондентов и разработали для каждого из них индивидуальную диету. Через две недели диеты исследователи провели повторный анализ и сравнили результаты. Оказалось, что даже такая непродолжительная диета сказывается на микрофлоре кишечника.

Картинка. Корженков.jpg

Изменения в микрофлоре кишечника участников эксперимента после краткосрочной диеты.

Источник: Klimenko, N.S. et al. Microbiome Responses to an Uncontrolled Short-Term Diet Intervention in the Frame of the Citizen Science Project. Nutrients 2018.

В исследовании приняли участие 207 человек (110 мужчин и 97 женщин) от 18 до 64 лет. Диета, разработанная авторами исследования для каждого из них, включала базовую часть и индивидуальную. Ученые предложили всем участникам есть меньше сахара, соли и насыщенных жиров, снизить потребление «пустых калорий» (сладкая газировка, выпечка, майонез), пить достаточное количество воды и соблюдать другие рекомендации. Индивидуальная часть диеты строилась на основе ответов в опроснике. Например, если участник эксперимента ел картошку чаще, чем раз в день, ему советовали сократить ее потребление до двух раз в неделю.

До и после диеты исследователи проанализировали состав микроорганизмов в кишечнике (всего более 600 видов микроорганизмов). Для сравнения результатов ученые рассчитали так называемый коэффициент сходства Брея – Кертиса. Он применяется, чтобы определить, насколько похож видовой состав двух групп животных, и рассчитывается через численность видов, уникальных и общих для двух групп. Коэффициент Брея – Кертиса изменятся от 0 (абсолютно идентичный состав) до 1 (абсолютно различный состав). В эксперименте коэффициент схожести микрофлоры кишечника до и после двухнедельной диеты оказался равным 0,45. Для сравнения: аналогичный показатель у контрольной группы, то есть респондентов, которые две недели питались так же, как обычно, оказался в два раза меньше – 0,26. Исследователи полагают, что результаты их работы могут стать толчком к созданию эффективных индивидуальных диет на основе данных о микрофлоре кишечника.

Исследование проводилось совместно с сотрудниками компании «Кномикс», Университета ИТМО, МФТИ, Новосибирского государственного университета, Биомедицинского холдинга «Атлас», Медико-генетического научного центра, Университета Джорджа Мейсона, Гронингенского университета и Института микробиологии имени С.Н. Виноградского РАН.