Прием 2018: в институте живых систем запустят проект, связанный с изучением молекулярно-биологических механизмов старения

Институт живых систем - уникальная площадка для реализации самых смелых научных амбиций, место, где соединяется фундаментальная наука и практика. Современные образовательные технологии, которые, с одной стороны, ориентированы на развитие студента как профессионала, а с другой - на потребности рынка, делают ИЖС привлекательным для абитуриентов. В интервью kantiana.ru и.о. директора института Андрей Гончаров рассказал о том, как строится учебный процесс, почему учиться в ИЖС очень интересно и где выпускники смогут применить полученные знания.

- Андрей Геннадьевич, в чем состоит особенность обучения в Институте живых систем?

- Наша задача или, если угодно - миссия, простая и одновременно сложная. Она состоит в подготовке хороших, грамотных специалистов в области биологии, химии, биоинженерии и биоинформатики. Учебный процесс самым непосредственным образом связан с наукой.
Особенность подготовки наших студентов заключается в том, что первые полтора года будущие химики, биологи, биоинженеры и специалисты в области биоинформатики обучаются вместе.

Таким образом, они, получив фундаментальные естественно-научные знания, впоследствии могут выбрать для себя специализацию по душе. А направлений масса! Выбор невероятно широк. Кто-то из студентов потом уйдет в науку, кто-то будет в большей степени ориентирован на производство.

Главное прислушаться к себе, понять, что тебе по- настоящему интересно. Ну, а преподаватели всегда помогут, подскажут, дадут дельный совет.
В последние годы в ИЖС большое внимание уделяется математике, физике, программированию и английскому языку, потому что сегодня ни один химик или биолог не может обойтись без знаний в этих отраслях.

Наш подход в обучении состоит еще и в том, чтобы студент с самого начала овладел практическими навыками. Важно, чтобы он как можно раньше освоил основные научные методы и постоянно их совершенствовал. Человек может быть великолепно подкован теоретически, он может обладать огромным багажом знаний, но при этом испытывать затруднения в практической деятельности. Наши студенты, наши выпускники, таких проблем не знают.


_S2A0972.jpg


- Как вы этого добиваетесь?

- С первого курса наши студенты выезжают на практику, где занимаются изучением не каких-то абстрактных, а вполне конкретных проблем.
Вот, например, студенты в ходе анализа состояния природной среды выяснили, что небольшое болото в районе поселка Гастеллово Славского района начало восстанавливаться. Причем, сделали это не «на глазок», а, используя научные методы биологии и химии.
В отличие от многих других вузов, где изучают естественные науки, мы как федеральный университет, имеем целую сеть современных научных лабораторий.

Это лаборатория культивирования модельных организмов, лаборатория геномики микроорганизмов, лаборатория молекулярно-генетических технологийи, лаборатория синтетической биологии и многие другие.

Без ложной скромности нужно сказать, что в институте создана мощная научно-техническая база. Наши студенты работают в лабораториях, оснащенных на самом высоком мировом уровне. И это не преувеличение. Техника, действительно, используется самая передовая.
Отдельно нужно остановиться на преподавательском составе.

Занятия в качестве привлеченных специалистов проводят ведущие ученые с мировым именем. Это, например, профессор-консультант Сергей Ашотович Каспаров, профессор-исследователь Константин Юрьевич Попадьин, профессор-исследователь Юрий Панкратов, профессор-исследователь Михаил Юрьевич Красавин.

_S2A1184.jpg


- Применяются ли какие-либо нестандартные формы обучения?

- Мы стараемся везде, где это только возможно использовать проектный подход. Уже третий год во время учебной практики студенты первых и вторых курсов делятся на группы и работают над каким-либо проектом. Тему многие, ознакомившись с научной литературой, формулируют сами. Осенью в рамках конференции, куда может прийти любой желающий, студенты представляют результаты.

Подобного рода система хороша тем, что она, помимо профессиональных навыков, позволяет приобретать крайне важные в современном мире компетенции, так называемые «soft skills». Это - умение работать в команде, выступать перед аудиторией и прочее. У нас есть группы, которые занимаются продвижением результатов работы других студентов, они снимают видеоролики, ведут Инстаграм-профили. Это увлекательно, и это развивает.

Некоторые проекты уже приносят практическую пользу. Первокурсники Исмаил Юмаев и Велемир Лавриненко благодаря активности в соцсетях вышли на компанию «Зеленое дело», которая занимается раздельным сбором мусора для последующей переработки. Ребятам удалось договориться, чтобы в нашем корпусе, на Университетской, поставили контейнеры для раздельного сбора мусора.

_S2A1131.jpg


- Какие исследования ИЖС кажутся вам наиболее перспективными?

Это очень интересная тема! Знаете, что влияет на состояние здоровья населения? Всего четыре фактора. Образ жизни, природно-климатические фактор, наследственно-генетический фактор и - на последнем месте - уровень оказания медицинской помощи. Наш институт способен принять участие в реализации проектов, которые могут повлиять на все эти факторы. В частности, в ИЖС ведутся работы по биотестированию природной среды. Вот вы знаете, сколько в почве солей тяжёлых и редких металлов? Вы знаете, почему на вашем любимом клене, что растет во дворе, летом желтеют листья? А жёлтый свернувшийся листик клена может многое сказать о том месте, где дерево растет.

 Лабораторий, определяющих тяжёлые загрязнения, полно, а вот биотестированием занимаемся только мы.
Если говорить о наследственно-генетическом направлении, то я надеюсь, что мы вскоре запустим проект, связанный с изучением молекулярно-биологических механизмов старения.

_S2A1099.jpg



- Где могут применить свои знания выпускники? Насколько они будут востребованы на рынке труда?

- Институт активно сотрудничает с работодателями, которые четко формулируют задачи- какие специалисты им нужны, что эти специалисты должны уметь делать, какими навыками и какими компетенциями обладать. Например, контакты такого рода у нас налажены с ведущей региональной компанией «Содружество».

Но наши выпускники работают не только в коммерческих структурах, но и , например, в Росприродназдзоре, Роспотребнадзоре, в Калининградской межобластной ветеринарной лаборатории, Водоканале, Министерстве экологии и природных ресурсов и так далее. То есть поле деятельности очень широкое. И потребность рынка в выпускаемых нами специалистах очень большая. Ценность сотрудника определяется теми компетенциями, которыми он владеет. Мы создали все условия для того, чтобы студенты их могли получить, причем не только у нас, но и в рамках международных стажировок в вузах-партнерах. Многое зависит от самого студента. От его желания учиться и приобретать нужные знания. Те, кто поступают к нам, без сомнения, делают правильный выбор, ведь наш студент меняет будущее.

_S2A1048.jpg


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта