Прием 2018: стагнации в современном образовании быть не может

В разгаре приемная кампания 2018. В приемной комиссии шумно и многолюдно – документы подают абитуриенты со всей России и многих стран мира. Педагогический институт БФУ им. И. Канта предлагает своим абитуриентам множество образовательных программ различного уровня – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. О том, почему профессия учителя никогда не умрет, чему учат студентов в педагогическом институте и о перспективах учительства рассказала директор института, профессор, доктор педагогических наук Анна Бударина.

—Анна Олеговна, профессия учителя остается востребованной?

—Да, безусловно. Мечты выпускников и реальный выбор профессии на стремительно изменяющемся рынке труда часто не совпадают. Многие профессии исчезают. Не так давно Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российский университет кооперации провели опрос относительно того, кем ребята мечтали быть в детстве и об осознанном выборе их реальной профессии в будущем. Опрос показал, что школьники в детстве мечтали быть археологами, феями, поварами, политологами, продавцами роботов, врачами и учителями, но в осознанный выбор их будущей профессии из этого списка попадают только врачи и учителя. Говоря об отличии педагогической профессии, не следует забывать об ее особой ценности для общества. Педагоги, как бы это пафосно ни звучало, сохраняют генетический, культурно-исторический код народа. Именно педагоги учат отношению к ценностям и передают опыт предшествующих поколений.
Учитель – это не «вымирающая» профессия будущего. Без работы выпускники педагогического института точно не останутся.

_S2A1224.jpg



—В чем преимущества обучения в вашем институте?

—Миссия нашего института – подготовка педагогических кадров для будущих поколений. Наше основное преимущество заключается в том, что в институте реализуются не только узкопедагогические направления подготовки. В объединенной структуре мы готовим педагогов, психологов и преподавателей иностранного языка. Сейчас у нас обучаются около 1400 студентов по двадцати трем (!) образовательным программам. Такая междисциплинарность позволяет нам осуществлять интегративные исследования в области профессионального и дополнительного образования, лингвистического образования, специальной педагогики и психологии, когнитивной психологии, психолингвистики и общей педагогики. В институте действует целый ряд структур, которые поддерживают эту сложную образовательную линейку от бакалавриата до аспирантуры. Это Лаборатория инклюзивного образования, Центр непрерывного психолого-педагогического образования, Центр адаптации и реабилитации, Центр духовно-нравственного образования, НИЦ конфликтологии и медиации.

Следующим преимуществом является подготовка педагога не только на основе знаниевого, но и деятельностного компонентов. Мы прекрасно понимаем, что студентов педагогического института необходимо как можно раньше «погрузить» в практическую профессиональную среду, поэтому наши студенты проходят обучение и постигают основы профессии в базовых ресурсных центрах и региональных партнерских школах – ведущих образовательных учреждениях Калининградской области.

Еще одним неоспоримым преимуществом является подключение наших студентов к различным социальным и волонтерским проектам. В институте активно функционирует Школа социально-педагогического проектирования, которая, в частности, реализует регионального проект «Школа вожатых» совместно с Агентством по делам молодежи Калининградской области и Калининградским региональным отделением МООО «Российские студенческие отряды». В Школе с 2008 года ежегодно обучается более 100 инициативных молодых людей со всего региона, что дает им право работать вожатыми в региональных, национальных и международных оздоровительных лагерях и центрах.

_DSC0235.JPG



—Какие вопросы стоят на повестке дня педагогического института? Решением каких проблем вы сейчас занимаетесь?

—Сегодня институту необходим комплекс программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, обеспечивающих не только подготовку компетентных современных педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов, но и ряд программ, направленных на интернационализацию образовательного опыта. Необходимы программы в области наставничества, специальной и коррекционной педагогики, инклюзивного образования, а также модули по получению компетенций в создании цифровой образовательной среды и в использовании современных онлайн-образовательныхх форм. Все эти вопросы стоят на повестке дня и активно решаются. Мы запускаем сетевую международную магистерскую программу по инклюзивному образованию совместно с Белорусским государственным педагогическим университетом имени М. Танка и новую магистерскую программу «Управление международными проектами в образовании», а также открываем при институте современный STEAM-парк и НИЦ образовательной инженерии. Это позволит нашим выпускникам стать специалистами с навыками педагога будущего.

А какие навыки, по вашему мнению, могут пригодиться потенциальному педагогу?

—Современный педагог – это рефлексирующий практик, умеющий моделировать современную образовательную среду. Рефлексия совершенно необходима в педагогической деятельности. Собственно, этим профессия педагога отличается от тех специальностей, где производство продукта алгоритмизировано. Также ребятам, которые идут к нам, очень понадобятся те навыки и умения, которые, как они могли считать, им никогда не пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Например, учеба в художественной школе или музыкальной школе, умение делать бумажные кораблики или кормушку для птиц. Мы ждем креативных людей, которые смогут управлять образовательным процессом в спектре от лепки из пластилина до методологии применения аппарата мультиагентных гибридных систем или технологий искусственных нейронных сетей.

b5o9nN0ljaI.jpg


—Наверняка к каким-то направлениям в вашем институте абитуриенты проявляют наибольший интерес? Расскажите о них.

—Сегодня ситуация с цифрами приема в институте особенная: в силу социального заказа и дефицита педагогических кадров у нас невероятно высокие цифры набора на бюджетные места на педагогические направления подготовки. Объявлен набор на 173 бюджетных места на бакалавриат, 50 мест на магистерские программы и 12 мест в аспирантуру. Традиционной популярностью у абитуриентов пользуются программы по лингвистическому образованию и психологии, особой популярностью на бакалавриате пользуется двухпрофильная программа «Начальное образование и организация внеурочной деятельности». Такой выбор абитуриентов совершенно обоснован. Мы впервые ведем набор на двухпрофильный бакалавриат (на программы «Математика и информатика», «Начальное образование и организация внеурочной деятельности», «Начальное образование и иностранный язык»). Это возможность за 5 лет обучения освоить одновременно две предметные области и стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда с одинаково высоким набором компетенций сразу в двух различных сферах деятельности, что дает преимущества перед другими выпускниками, имеющими узкую специализацию.

Также в этом году мы открыли очень перспективную программу «Начальное образование и иностранный язык». Могу сказать совершенно точно, что эта образовательная программа очень востребована. Большинство наших преподавателей по этому направлению владеют иностранным языком на высшем уровне С2. В процессе освоения программы формируются компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в преподавании иностранных языков, межъязыкового общения и межкультурной коммуникации, а также предметов начального образования.

Немного менее популярна в этом году программа «Дошкольное образование». Хотя, пожалуй, это несправедливо. Довольно часто люди считают, что самым востребованным умением воспитателя будет умение вытирать нос ребенку, и совершенно не задумываются о том, что от педагога в современном детском саду требуется владение очень многими компетенциями, которые приобретают наши выпускники, – это компетенции в области специальной педагогики и инклюзивного образования, умения работать с робототехническими комплектами, умения создавать языковую среду, разбираться в многообразии программ и методических разработок. Это востребованная и одновременно интересная профессия с особым смыслом, ведь, по А.С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Сегодня, в разгар приема документов, у нас уже 558 заявлений на бакалавриат и 126 заявлений на магистратуру. При таком количестве заявлений, даже при учете большого количества бюджетных мест, к нам и в этом году совершенно определенно поступят не случайные, а самые мотивированные к педагогической деятельности люди.


123.jpg


—Как вы считаете, какие педагогические профессии будут наиболее востребованы в Калининградской области в ближайшем будущем?

—По данным регионального мониторинга потребностей и дефицита педагогических кадров, проведенного Министерством образования Калининградской области, к 2020 году потребуются 112 учителей математики, 80 учителей английского и немецкого языка, около 30 учителей информатики, более 100 учителей начальных классов и более 100 педагогов дошкольного образования. То есть совершенно точно, что все те абитуриенты, которые в этом году к нам поступят, будут иметь рабочее место. Если говорить в целом о том, какая потребность в регионе по подготовке педагогических кадров, то ежегодно это выпуск около 100-150 бакалавров и около 250 магистров.

—Расскажите пожалуйста про новые формы обучения в вашем институте?

—Когда говорят о новых технологиях обучения, то нужно понимать, что мы воспринимаем их не как содержание обучения, а как средство обучения. Мы очень активно используем современные кросс-платформенные технологии, кейс-технологии, микрообучение, тренинги профессиональной идентичности, с нового учебного года внедряем STEAM-подход в образовании. Но здесь важно осознавать, что для современного преподавателя необходимо также владеть технологиями моделирования современной образовательной среды, поэтому мы погружаем в современную образовательную среду с самого первого курса обучения в рамках рассредоточенной практики.

_DSC0216.JPG


—То есть студенты, начиная с первого курса, уже могут практиковаться в учебных учреждениях региона?

—Да, с первого курса студенты выходят на педагогическую практику в наши ресурсные центры «Педагогическое образование» в сильнейших образовательных учреждениях региона: МАОУ гимназия № 40 г. Калининграда, МБОУ СОШ «Школа будущего», ГБУ КО «Школа-интернат», МАОУ гимназия №1 г. Калининграда, МАДОУ д/с № 56, МАОУ гимназия № 22, а также наш ресурсный центр на базе ГБОУ КО СПО «Педагогический колледж» (г. Черняховск). Во взаимодействии с нашими ресурсными центрами и партнерами в регионе наши студенты не только получают профессиональные навыки, но и осуществляют социальную деятельность, участвуют в социально-педагогических и волонтерских проектах.

—Расскажите об этих проектах подробнее.

—У нас существует целый ряд международных, национальных и региональных проектов, к реализации которых мы активно привлекаем наших студентов всех направлений подготовки.

Во-первых, проект распределенного педагогического класса «Учитель будущего» в рамках развития системы предпрофильной и ранней профильной подготовки школьников в Калининградской области, запущенный 1 июня 2018 года. Вопреки сложившемуся мнению, что школьники определяются с профессией все в более раннем возрасте, по статистике осознанно к выбору профессии они подходят только к 8-9-му классу. Сейчас мы совместно с Калининградским областным институтом развития образования проводим конкурсный отбор из числа учащихся 10-х классов 2018/2019 учебного года, мотивированных к профессиональной педагогической деятельности.

Во-вторых, это проект по созданию при институте STEAM-парка. Проект связан с продвижением STEAM-подхода, направленного на реализацию междисциплинарной проектной и учебно-исследовательской деятельности, новых гетерогенных средств обучения. При этом особое внимание планируется уделить оптимизированной комплектации современного оборудования, учебной технике и другим средствам обучения, необходимым для создания цифровой образовательной среды, соответствующей стратегическим изменениям в образовании. Установка с нового учебного года мультстудии станет первым элементом такого продвижения.

В-третьих, это проект по развитию Центра образовательной инженерии, в рамках которого студенты и аспиранты будут исследовать дидактическую безопасность систем дистанционного обучения, модели автоматизированного синтеза тестовых заданий, технологии автоматического распознавания речи для обучения иностранным языкам, а также современные технологии квалиметрии и педагогической диагностики.

Из международных проектов это многоязычный проект Европейского союза «SEAGULL» по разработке дистанционного тандем-обучения иностранным языкам на платформе университета г. Грайфсвальд (Германия), а также совместный проект «BILEC» с Университетом Уппсала (Швеция), связанный с апробацией возможностей кросс-платформенного обучения и современных систем оценивания и тестирования обучающихся в шести странах Балтийского региона.
В рамках международного сотрудничества наши студенты и аспиранты проходят стажировки в Университете г. Фленсбурга, Университете им. К. Альбрехта, г. Киль (Германия), Университетском колледже Вольда (Норвегия).

_DSC0254.JPG


—Расскажите пожалуйста о перспективах профессии преподавателя?

—Я уже упоминала о том, что педагог никогда не останется без работы. Эта профессия всегда будет востребована. Сейчас в регионе средняя зарплата педагога дошкольного образования составляет примерно 30 тысяч рублей, у учителя общеобразовательной школы – 31 тысячу рублей. К тому же, заработная плата и престиж профессии с каждым годом только растет.

Нашим выпускникам доступен очень большой веер образовательных перспектив. Они могут работать с разными категориями обучающихся, начиная от дошкольного образования до высшей школы, могут осуществлять успешную профессиональную деятельность в психолого-педагогической, научно-методической, научно-исследовательской, экспертно-консультационной, организационно-управленческой сферах в общеобразовательных учреждениях, в детских центрах отдыха и оздоровления, в государственных и научно-исследовательских центрах, в центрах повышения квалификации и в различных учреждениях дополнительного образования, могут реализовать себя в системе среднего профессионального и высшего образования.

_DSC0202.JPG


—Примеры успешных выпускников, которые закончили ваш институт?

—За 70-летнюю историю реализации образовательных программ по педагогическим направлениям подготовки в нашем университете огромное количество выпускников стали успешными в профессиональной деятельности. Приведу лишь несколько имен из современного регионального профсообщества, ввиду обширности списка: Е.И. Мычко –д.пед.н., проф., профессор института; А.Б. Серых –д.пед.н., д.псх.н., проф., профессор института; Н.В. Старовойт – к.п.н., доц., руководитель Центра инклюзивного образования института; А.С. Зелко – к.п.н.. доц., руководитель Школы социально-педагогического проектирования института; Н.И. Ворновская – к.п.н., доц., доцент института, заместитель директора гимназии №40; С.В. Кузьмин – к.п.н., доц., доцент института, заместитель директора по ИКТ школы №14; А.В. Кильсеева – заведующая детским садом №59; О.А. Шевчук – заведующая детским садом №94; В.В. Михайловская – заведующая детским садом №101; О.В. Богачева – заведующая детским садом №56; Д.Н. Сенникова – заведующая детским садом № 132; Ж.Л. Казанцева – заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ №31; Т.В. Литвин – заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №22; В.П. Вейдт – к.п.н., проректор по научно-методической работе КОИРО; В.А. Левчук – директор школы №1 г. Гусева; А.Б. Ларина – к.п.н., заместитель директора по научно-методической работе ГБУ КО «Школа интернат»; А.С. Сагайдак – магистрант педагогического института, депутат Городского Совета депутатов Калининграда, директор МАУ г. Калининграда «Молодежный центр». Выпускники магистратуры этого года – заведующая детским садом №132 Д.Н. Сенникова; руководитель направления волонтерской программы FIFA 2018, член Молодежного министерства природных ресурсов и экологии Молодежного правительства Калининградской области И.В. Ворожбит; заместитель директора по ИКТ школы №47 А.К. Кульченко …

Как бы Вы сформулировали основные качества, объединяющие выпускников педагогического института?

Основные качества для педагога – это любовь к людям, креативность, активность, терпение, коммуникабельность, открытость, рефлексия, доброта, постоянное стремление изучать новое, стремление меняться. Стагнации в образовании в принципе быть не может, потому что образование в настоящее время – это чрезвычайно мобильная категория. Педагогические профессии управляют будущим. Если вы хотите воспитывать поколения, тогда мы ждем вас!
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта