Science Art как симбиоз инженерной науки и искусства

В Московском Политехе завершилась летняя школа-интенсив по Science Art, где школьники могли попробовать себя в роли художников и ученых. Под руководством преподавателей университета ребята придумывали и делали своими руками арт-объекты, источником вдохновения для которых стали технологии цифрового производства и робототехники. Представители направления Science Art пытаются адаптировать методы естественных и точных наук для создания произведений научно-обоснованного искусства, а методы искусства — для формирования новых научных теорий. Предшественником Science Art считают технологическое искусство. Этот термин предложил французский историк и искусствовед Франк Поппер. С его точки зрения, технологическое искусство — результат фундаментальной интеграции искусства и технологий, а не просто их эстетизация. Science Art одинаково интересен как художникам, так и ученым, которые ставят перед собой цель популяризации науки и технологического искусства. Его объектами одинаково часто становятся живые и неживые системы. Один из самых известных проектов в этой области — "мушиный принтер" финской художницы Лауры Белофф, которая выяснила, что если плодовые мушки Drosophila melanogaster едят цветную еду, то в продуктах жизнедеятельности также будет сохраняться цветной пигмент (она использовала краску для принтера). Подкармливая мух едой разного цвета, художница при помощи насекомых "напечатала" несколько произведений. Science Art проник и в музыку: например, ученый Дрю Бэрри создает 3D-графику, которая иллюстрирует молекулярные процессы – ее можно увидеть в клипе Hollow исландской певицы Бьорк. Многие научные организация мира поддерживают сотрудничество художников и ученых. Так, недавно в MIT, одном из самых крупных технологических вузов США, открылся Center for Art, Science and Technology. Создается впечатление, что Science Art — занятие для "взрослых" состоявшихся художников и ученых. Тогда зачем научное искусство московским школьникам? "В Московском Политехе к Science Art относятся как к способу мышления, — объясняет директор Центра технологической поддержки образования и куратор школы Илья Вольнов. — Избыточность искусства важна, чтобы развить фантазию ребенка, помочь ему заглянуть в будущее и создать оригинальную идею. После этого нужно воплотить ее в жизнь техническими средствами. Сегодня искусственный интеллект делает монотонную работу лучше, чем человек, поэтому, чтобы конкурировать с ним, специалистам будущего придется научиться находить в себе искусствоведа". С открытыми лекциями и мастер-классами на школе-интенсиве выступили Ирина Чаева (Третьяковская галерея), Надежда Трубочкина (НИУ ВШЭ), Наталья Луковникова (ИТМО) и Елена Демидова (Московский Политех). После погружения в теорию Science Art школьники объединились в группы, чтобы создать собственные проекты. Всего за три дня были спроектированы и собраны "эльфийские уши для плавания", "нейрокарусель", механический цветок на солнечных батареях, экзоскелетный "шестой палец" и 15 других изобретений. Авторов лучших из них наградили организаторы школы.
Партнёр: Московский политехнический университет