Артем Юров: через пару-тройку лет, тот, кто не играет на этом «цифровом поле», просто будет списан за ненадобностью

В чем преимущества обучения на физмате? Какие вопросы стоят на повестке дня института физико-математических наук и информационных технологий? Какова его главная цель и в чем отличие от других институтов сегодня? Об этом kantiana.ru рассказал директор Института физико-математических наук и информационных технологий, профессор БФУ им. И. Канта Артем Юров.

— Институт физико-математических наук и информационных технологий. Какова его главная цель и в чем отличие от других институтов сегодня?

— Может это несколько самонадеянно прозвучит, но главное отличие нашего института в его динамичном постоянном изменении. Понимаете, какая штука: сейчас мир переживает совершенно небывалый технологический рост. Некоторые называют то, что происходит «четвертой промышленной революцией», некоторые говорят про «Индустрию 4.0», некоторые называют то, что происходит наступлением «второго машинного века», а в нашей стране говорят о, так называемой, «цифровой экономике». Характер изменений настолько масштабен и фундаментален, что даже такие сугубо прагматичные люди как Клаус Шваб (основатель всемирного экономического форума) или Герман Греф говорят о том, что «мировая история еще не знала подобной эпохи – времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей». В России существует, так называемое, Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое постоянно составляет и обновляет реестр появляющихся и отмирающих профессий. В этих условиях образование и подготовка специалистов просто с неизбежностью должна измениться, порой до полной неузнаваемости! Ну вот представьте: люди поступают в университет, учатся, заканчивают и обнаруживают, что все, чему их учили, уже устарело и более того – профессия, на которую они учились, уже умерла или умирает! И что делать? Это то явление, которое в свое время Эдвин Тофлер назвал «шоком будущего» или коротко – футуршоком. Если верить АСИ, Грефу, Швабу, Курцвейлю, то число футуршокированных будет расти как на дрожжах и я говорю не про далекое будущее, а про перспективу ближайших двух-пяти лет! И вот сейчас я могу ответить на Ваш первый вопрос: какова главная цель нашего института? Ответ: готовить профессионалов, которые смогут работать в новых условиях, которые не будут футуршокированы. Это как раз те, кто сейчас поступает к нам учиться.

yurov-2.jpg


— Какие вопросы стоят на повестке дня института физико-математических наук и информационных технологий? Решением каких проблем вы сейчас занимаетесь?

— Вопросов и проблем просто море. Ведь как можно готовить специалистов в таких условиях? Только постоянно меняясь, меняясь ускоренно, живя с опережением, как бы за «две минуты» до прихода будущего. Говоря более прагматично, мы кардинально переформатируем наши цели и наши структуры. Грубо говоря, мы определили наши приоритеты – это то, что связано с надвигающейся «четвертой промышленной революцией» и «цифровой экономикой». Речь идет о развитии новых методов обработки и хранения информации и одновременному обучению этим методам студентов. Сюда входят нейронные сети, искусственный интеллект, машинное обучение (со стороны IT), спинтроника и квантовые технологии (со стороны физико-технического блока). Спинтроника и квантовые технологии это то, что идет на смену обычной электронике, развитие которой уже практически дошло до предела - рекомендую посмотреть 4 последних выпуска «Науки за минуту» или мою лекцию «Индустрия 4.0». Создание такого рода технологий подразумевает и новые методы работы на наномасштабах и поэтому естественным является развитие, так называемой, рентгеновской оптики и обучение наших студентов на синхротронах – колоссальных машинах, о которых часто говорят, как об устройствах для мегасайнс! К счастью, БФУ им. И. Канта участвует в программе 5-100, благодаря чему имеет финансовые ресурсы для приглашения лучших профессоров и исследователей. Фактически, наш институт с неуклюжим названием ИФМНИТ (институт физико - математических наук и информационных технологий) превращается в Институт Высоких Технологий и я рассчитываю, что эта трансформация произойдет не позднее чем за год. Эта трансформация сильнейшим образом коснется и управленческой структуры. Фактически, мы создаем пул лабораторий, работающих на «цифровую экономику», возглавляемую ведущими учеными (многие из которых приглашены к нам из ведущих центров) и именно эти мэтры будут принимать ведущие решения и определять стратегию развития на ближайшие годы. Традиционное иерархическое административное управление в таких сложных процессах просто бессмысленно! Фраза «ты - начальник, я – дурак» в эпоху Индустрии 4.0 выглядит смехотворно! Как раз наоборот: «ты – профи, а я, как твой начальник, обязан обеспечить тебе условия для работы». И уж чего точно в нашем институте не будет, так это могучей прослойки всевозможных начальников, всевозможных отделов уютно расположившихся между дирекцией и ведущими профессорами. С этой нелепой архаикой в Будущее не попадешь, а оно уже стучит в дверь!

Теперь опять про студентов: мы готовим по двуступенчатой программе: четыре года - бакалавриат, два года - магистратура (хотя я бы сделал наоборот). Высокие технологии, о которых я говорил, все-таки удел магистров (и даже аспирантов), но я хочу напомнить, что Илон Маск не закончил университет. Забавно, что несмотря на это он был удостоен в мае 2018 года членства Лондонского королевского общества за заслуги перед наукой, что однако не помешало ему развить целую технологическую империю. Я это к тому, что возможно будущим «Маскам» достаточно и качественного бакалавриата. Для того, чтобы сделать его именно качественным, мы решили пойти по следующему пути: бакалавриаты будут тем или иным образом цепляться за крупные технологические компании. Скажем, мы находимся в процессе создания центра компетенций по искусственному интеллекту с компанией NVIDIA. Если кто-то следит за деятельностью этого гиганта – крупнейшего производителя процессоров и графических ускорителей, то знает, что в мае этого года NVIDIA представила систему, при которой робот обучается выполнять работу просто наблюдая за человеком (или другим роботом) выполняющим эту работу. Фантастика! Кстати, рыночная капитализация NVIDIA составляет около 100 миллиардов долларов. И вот с такими партнерами мы создаем центр компетенций в нашем институте. Причем, я ожидаю, что главными участниками будут именно наши бакалавры, математики, айтишники и физики. А те бакалавры, которые не попадут в эту обойму, будут сотрудничать с другим гигантом – компанией ABB. И кстати, они легко найдут себе работу не только за границей (офисы этой компании представлены более чем в 100 странах мира, а производственные мощности расположены в Германии, Швеции, Чехии, Франции и т.д.), но и на территории нашей Калининградской области. Я расскажу об этом важнейшем обстоятельстве чуть ниже.

длорпаирт.jpg


— В чем преимущества обучения на физмате?

— А вы еще не поняли? Ладно, давайте серьезно. Я не хочу никого обижать, но только в нашем институте вы сможете стать востребованным в мире «цифровой экономики» специалистом. Поймите, через пару-тройку лет, тот, кто не играет на этом «цифровом поле», просто будет списан за ненадобностью. Почитайте Грефа, он очень ярко об этом пишет и говорит. Только в нашем институте у вас будет возможность начать работать под крылом гигантов типа NVIDIA или ABB. А сейчас я скажу очень важную вещь, постарайтесь меня понять и хорошо подумать. Мичио Каку недавно на экономическом форуме в Санкт-Петербурге сказал невероятно прозорливую вещь: большинство традиционных университетов начинают отмирать. Вот что это значит: появляется система онлайн курсов от лучших в мире специалистов. Подумайте сами, какой смысл сидеть на лекциях у провинциального преподавателя, который сам совершенно не известен в научном или инженерном мире и читает этот курс просто изучив его по учебникам? Не лучше ли прослушать онлайн курс, скажем, в Гарварде, сдать дистанционно экзамен и получить сертификат о том, что вы успешно прослушали этот курс? Вот истинное украшение вашего портфолио и любой нормальный работодатель увидев этот сертификат скажет «Ого! Беру!». А если не скажет, значит это не нормальный работодатель, а зачем вам работать у «ненормального»? Типичная «траектория» студента будет выглядеть вероятно так: сначала бакалавриат, а потом студент сам определяет куда ему идти и вполне возможно, что он предпочтет «замшелую» магистратуру прослушиванию онлайн курса у супермэтра из супер-университета. И это нормально! Мораль такова: мы здесь, в институте, намерены оставить только те магистратуры, которые связаны с работающим у нас ведущим ученым, обладающим множеством связей и контактов. Это будут руководители из пула ведущих лабораторий, научных центров и рабочих групп нашего института, о которых я уже говорил выше. Все остальное – онлайн обучение и более того, мы поможем толковым бакалаврам финансово в получении допуска к таким курсам. Однако при таком подходе важность бакалавриатов возрастает чрезвычайно! Бакалавриаты в нашем институте должны давать по-настоящему мощную, фундаментальную подготовку, так чтобы наш бакалавр был способен самостоятельно одолеть, скажем, продвинутый онлайн курс по машинному обучению, читаемый Педро Домингосом из Вашингтонского университета. Я согласен с Каку, который говорит, что скоро те, кто не смогли сами выстроить свою «образовательную траекторию», будут считаться неудачниками!

Ну и чтобы подвести черту под ваш вопрос, скажу о главном преимуществе. Выпускники нашего института никогда не окажутся без работы. Даже если они не попадут в Гугл или Яндекс, даже если они не смогут обосноваться в лаборатории спинтроники, они всегда найдут себе дело в цифровом мире! Всегда! А вот студенты идущие либо в «нецифровую» специальность, либо ориентированные на какую-то узкую область, страшно рискуют и скорее всего вынуждены будут рано или поздно вообще переучиваться на другую специальность.

.бьт.jpg


 — Расскажите, пожалуйста, про новые формы обучения в вашем институте?

— Давайте сразу договоримся. Сейчас все говорят про «новые формы обучения». Развелась прямо-таки армия «специалистов по новым формам обучения». У меня общение с ними вызывает тяжелое чувство. Поймите вы одно: новые формы обучения – не самоцель. Они нужны там, где старые методы не работают. Переводить всех на «игровые технологии». «форсайты» и т.д. – верх неразумия, постановка телеги перед лошадью. Новые формы обучения это только метод решения задач. Например, мы разрабатываем свои образовательные стандарты – благо статус федерального университета это позволяет. Но делаем мы это не потому что это «модно», а для того, чтобы реализовать, скажем, двойные дипломы с зарубежным университетом-партнером или для того, чтобы молодой талантливый магистр, создавший собственный узел навигации у дрона, мог спокойно защитить свой диплом, не ломаясь от дурацких замечаний типа: это не по вашей специальности.

  Студенты нашего института с самого начала обучения знакомятся с научно-исследовательскими лабораториями НТП "Фабрика" и привлекаются к работе научно-исследовательских коллективов, начинают с выполнения вспомогательных работ, но параллельно с этим вовлекаются во все аспекты научной деятельности: знакомятся с методиками проведения лабораторного эксперимента, приобщаются к культуре работы с современным высокоточным оборудованием, приобретают опыт написания научных статей, оформления грантовых заявок и т.д. Поверьте, катастрофически важно, чтобы студенты параллельно с учебными занятиями непрерывно занимались научно-исследовательским творчеством, в этом есть смысл!

В каких исследованиях и проектах участвуют студенты института физико-математических наук и информационных технологий? Расскажите, пожалуйста, о них.

— Очень большое число студентов занято в непрерывной работе в составе научных коллективов. Научные коллективы непрерывно подают заявки на гранты: одни гранты открываются, другие закрываются - это очень динамичный, кипучий процесс. Наверное, будет правильно перечислить названия хотя бы нескольких научных исследовательских проектов, в которых на данный момент заняты наши студенты, масштаб, я думаю, уже будет понятен: ФЦП «Разработка специализированной многослойной системы монохроматизации синхротронного излучения на поворотных магнитах для исследований методом нерезонансной рентгеновской эмиссионной спектроскопии с временным разрешением» (к.ф.-м.н., зав лабораторией сильно коррелированных электронных систем НОЦ «Функциональные наноматериалы» НТП «Фабрика» Клементьев Евгений Станиславовович); ФЦП «Организация в КО нового экологически сбалансированного наукоемкого инновационного промышленного производства сварных труб спец назначения из нержавеющих марок сталей, титановых и жаропрочных сплавов с применением высокоскоростной лазерной сварки и последующей высокопроизводительной термической и химико-термической обработки» (д.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории рентгеновской оптики и физического материаловедения НТП «Фабрика» Савин Валерий Васильевич); РНФ «Разработка физических основ создания электро - магнитных манипуляторов на основе микропроводов» (к.ф.-м.н., зав. лабораторией новых магнитных материалов НТП «Фабрика» Родионова Валерия Викторовна); Государственное задание Минобрнауки РФ «Применение композитов из наноуглеродных материалов для рентгеновской оптики» (к.ф.-м.н., зав. лабораторией рентгеновской оптики и физического материаловедения НТП «Фабрика» Снигирев Анатолий Александрович); внутривузовский грант по программе «5-топ-100» (к.ф.-м.н., зав. лабораторией новых магнитных материалов НТП «Фабрика» Родионова Валерия Викторовна); Внутривузовский грант по программе «5-топ-100» (к.ф.-м.н., зав. лабораторией рентгеновской оптики и физического материаловедения НТП «Фабрика» Снигирев Анатолий Александрович).

ьти.jpg



— Расскажите, пожалуйста, про сотрудничество с компанией АВВ.

— Вот это целая история! В мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме наше региональное правительство подписало подписание соглашение со швейцарской компанией ABB, которая занимается электротехникой, электроэнергетикой, информатизацией. Суть соглашения в следующем: в Калининграде будет создан проектно-инжиниринговый центр ABB. Регион выбирался долго, и вот победил наш. В этом проекте участвует большой консорциум вузов: два томских университета, два калининградских (БФУ им. И. Канта и КГТУ), «Сколково», а также Остравский университет. И заметьте, БФУ им. И. Канта выступает в качестве головного вуза. Я, в частности, занимаюсь этим последние несколько месяцев очень плотно. Задача стоит так – насытить этот центр квалифицированными инженерами. Не секрет, что начиная с 90-х качество наших инженеров начало стремительно падать, и сейчас необходимо очень быстро зарастить эту щель. Квалифицированных специалистов для ABB готовят в Чехии, в Остраве. Мы посетили этот университет, посетили офис ABB и разработали программу подготовки специалистов. Она трехступенчата. Первый, самый неинтересный для нас этап, мы прошли – буквально на прошлой неделе два представителя ABB гостили у нас и провели тестирование группы выпускников БФУ им. И. Канта и КГТУ с целью отправки их на повышение квалификации в Остраву. С сентября начинается второй этап – мы начинаем модернизировать существующие бакалаврские и магистерские программы так, чтобы они соответствовали программам подготовки в Остраве. Сделать это будет несложно – используя модульную структуру. Я часто ругаю эту модульную подготовку и не потому, что модули это плохо, а потому что у нас начинают внедрять модули всюду, в том числе туда, где это противопоказано. Скажем, изучить квантовую механику в рамках модульной системы может только гений. Но в данном случае модули очень даже кстати. Мы просто будем внедрять эти модули в уже существующие программы подготовки, и наши студенты смогут сами выбирать (или не выбирать) для себя – хотят они работать с ABB или не хотят. Более того, мы пригласим ряд профессоров из Остравы для чтения этих модулей. Повторяю – это начнется с сентября этого года. Кстати, модули будут читаться на английском – тут ничего не поделаешь. Но без английского сейчас все равно никуда. Я не думаю, что это проблема. А у кого возникнут трудности – мы поможем усиленным курсом английского языка. Так что уже те, кто поступят к нам в этом году, могут начать учиться с превосходной перспективой. Со следующего года запускаем уже полноценные магистратуры ABB!. По замыслу, все эти меры должны привести к тому, что в течение двух лет появится более 400 квалифицированных инженеров для самых современных российских и зарубежных компаний.

— Как бы вы сформулировали основные качества, объединяющие выпускников института физико-математических наук и информационных технологий?

—Умение учиться, открытость к новому и жадное желание узнать – что же нас ждет? Короче, вы хотите быть частью этих глобальных процессов? Хотите жить в новом мире и создавать этот новый мир? Тогда мы ждем Вас!

,боьти.jpg



Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта