Педагоги выяснили, как разделение по профилям обучения влияет на общение

Современные педагоги усомнились в необходимости разделения школьников по профилям обучения. Как пояснила доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ Людмила Федина, вразделении детей по способностям и интересам может быть заложена проблема их дальнейшей интеграции. Кроме того, профилем обучения подростков может определяться характер межличностных внутригрупповых отношений. В исследовании приняли участие ученики 9-х классов (15–16 лет), обучавшиеся по социально-гуманитарному, естественно-научному и физико-математическому профилям. В итоге были зафиксированы различия в самоаттестации классов. К примеру, оказалось, чтовыше себя оценивают ученикисоциально-гуманитарного профиля, они же показывают наивысшие значения по показателям «сплоченность», «контактность», «открытость». «Изучение предметов гуманитарного направления само по себе требует от человека большего развития эмоциональности и открытости, акцентирует внимание на межличностном взаимодействии, – прокомментировала Л. Федина. – Изучение же физико-математических наук естественно предполагает некую аутентичность, раздумье в обособленности. Такие черты часто неосознанно демонстрируются и постулируются взрослыми, в том числе и преподавателями, как некое условие успешности в данном конкретном деле. В подростковом возрасте особенно легко идентифицировать себя с образом «эмоционального художника», «ушедшего в себя математика» или «бесстрастного естествоиспытателя». С одной стороны, это признак успешной идентификации с будущим характером деятельности и, следовательно, адаптации к будущей профессии. С другой стороны, мы можем наблюдать тенденцию к сужению Я-концепции, когда интересы, ценности соотносятся исключительно с областью профессиональной деятельности. Это может являться фактором дисгармонизации межличностных отношений, а профессиональная идентификация выполняет подавляющие функции по отношению к другим способностям». По мнению специалиста, работа по формированию гармонических межличностных отношений в классах различного профиля обучения должна быть разной. Так, для класса социально-гуманитарного профиля необходимо создать условия для развития эффективного общения, включенного в деятельность с четкими целевыми установками. Для класса естественно-научного профиля нужно расширять содержание общения. Для класса физико-математического профиля необходимо создавать ситуации, где взаимодействие не связано с необходимой деятельностью, а будет демонстрировать радость от встреч и ценность общения с другим. Cтатья на эту тему вышла в журнале«Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review». Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет