Как готовить современных инженеров?

В рамках просветительского проекта Совета ректоров вузов и правительства Тюменской области «Современный университет: проблемы и перспективы» обсудили проблемы подготовки инженерных кадров. По этому поводу за круглым столом собрались ученые и преподаватели тюменских вузов, руководители и специалисты ряда местных и федерального значения компаний и предприятий. Модератором мероприятия выступил известный ученый и специалист в этой сфере – доктор технических наук, профессор, президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков. Две противоположных оценки – «российское инженерное образование лучшее в мире, но, к сожалению, в мире об этом не знают» и «в числе лучших инженеров ведущих компаний мира – выпускники российских вузов» – стали своеобразной основой большого разговора. – Сегодня явно просматриваются противоречия между требованиями работодателей и системой подготовки специалистов в вузах. В этих противоречиях есть вина и бизнеса, и власти: первые не могут аргументированно сформулировать заказ на компетенции специалиста, вторые – создать эффективное законодательство в сфере подготовки кадров, – считает Ю. Похолков. Согласны с этим и работодатели. Приводились примеры «доводки» молодого специалиста к необходимому предприятию уровню: выпускник вуза – помощник инженера (3 года) – инженер (2–3 года) – квалифицированный специалист. Констатируя подобные факты, участники круглого стола большую часть разговора посвятили все-таки поискам путей и методов реформирования инженерного образования. В числе таковых назван переход на новые образовательные программы и технологии. Причем они требуют обновления буквально каждые два-три года. Среди признанных эффективными сегодня – практико-проектно-ориентированные образовательные технологии, выполнение реальных проектов во время обучения, «длинные» практики, блочно-модульный принцип организации учебного процесса, включающий 2–3 недели контактного обучения по триместрам, трудоустройство по специальности в процессе обучения и т.д. Надо отметить, что парадигма Политехнической школы ТюмГУ вполне соответствует выводам ученых и практиков о современных составляющих системы подготовки инженерных кадров, многие из которых уже сегодня вполне успешно реализуются здесь совместно со специалистами Газпромнефти и других индустриальных партнеров в магистерской программе «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа». Это прозвучало в выступлениях директора школы Михаила Писарева, заместителя генерального директора по концептуальному инжинирингу и подготовке капстроительства ООО «Газпром Нефть – НТЦ» Юрия Максимова. Круглый стол дал старт целой серии мероприятий в рамках проекта «Современный университет: проблемы и перспективы» с участием известного ученого – в настоящее время Ю.П. Похолков проводит в ТюмГУ лекции и семинары. Источник: Управление стратегических коммуникаций тюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет