Замминистра образования и науки России Людмила Огородова на XXI Cеминаре-конференции Проекта 5-100 в БФУ им. И. Канта: «Университеты должны стать драйверами развития регионов"

21 сентября в БФУ им. Канта начал работу XXI семинар-конференция Проекта 5-100. Это ежеквартальный форум, ставший признанной площадкой взаимодействия профессионалов в области повышения мировой конкурентоспособности вузов.

Семинар открыла пленарная сессия, посвященная трансформации университетов в условиях цифровой экономики.

В нем приняли участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова, руководитель департамента государственной политики в сфере образования министерства образования и науки РФ Александр Соболев, директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, ректор Санкт-Петербургского университета Андрей Рудской, проректор Высшей школы экономики Алексей Новосельцев, куратор сети технопарков «Кванториум» Марина Ракова.

С приветственном словом к участникам конференции выступил ректор БФУ имени Канта Андрей Клемешев

«Позвольте мне открыть XXI семинар-конференцию Проекта 5-100 в Калининграде, в БФУ имени Канта. Мне особенно приятно, что сегодня среди присутствующих - не только представители университетов проекта 5-100, но и других вузов России - от Калининграда до Владивостока. 
Хочу поприветствовать иностранных участников конференции, представителей рейтинговых агентств, в частности, QS и представителей национальных рейтингов Польши, Германии, России. Хотелось бы выразить благодарность представителям министерства образования и науки Российской федерации. Мы знаем, что у них сегодня большая нагрузка, но они, тем не менее, нашли возможность принять участие в нашей общей работе. 
Также отдельную благодарность хочу выразить Ассоциации «Глобальные университеты». Рабочие группы уже два дня трудятся в Калининграде, обсуждают актуальные проблемы кадрового развития и поддержки иностранных специалистов в российских вузах, вопросы нормотворчества и олимпиадного движения. Ну и, конечно, мне хотелось бы поблагодарить сотрудников проекта 5-100 ФГАНУ «Социоцентр» (Проект 5-100), потому что без него это мероприятие просто бы не состоялось».

_S2A6844.jpg


Заместитель председателя правительства Калининградской области Илья Баринов:

«Добрый день, уважаемые коллеги. От лица губернатора Калининградской области позвольте вас поприветствовать. Мы очень рады, что нам оказана честь проводить на территории БФУ имени Канта столь представительную конференцию. БФУ им.И.Канта участвует в Проекте 5-100, и мы видим определённые результаты. Сегодня наш профессорско-преподавательский состав, наши студенты включены в мировое научное сообщество и интегрированы в международное образовательное пространство.
Значительно вырос конкурс в университет. Сегодня в БФУ имени Канта 26% студентов из других регионов. Это совершено четко соответствует нашей политике привлечения талантливой молодежи в регион. Молодым людям предоставлены широкие возможности, существенно обновилась материальная база университета, наметился рост цитируемости ученых университета. Действительно, появились очень значимые, серьезные результаты. Спасибо большое, желаю плодотворной работы".

_S2A6866.jpg


Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова:

«Для того чтобы быть эффективным и входить в мировые рейтинги, надо выполнять несколько мероприятий, одно из них — это трансформация университетов. Если университет не меняется, не становится более эффективным в подготовке и в своей деятельности, то он не может вступить в конкуренцию на глобальном рынке образования»
_S2A6928.jpg
_S2A7145.jpg

Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова заявила, что глобальная конкурентоспособность - важный элемент госполитики и развития образования. Она отметила, что «сегодня важно создать образовательную среду, которая предоставляла бы возможности для реализации лучших мировых образовательных трендов». Чтобы ускорить этот процесс, по ее словам, правительство сегодня меняет подходы. В частности, речь идет о проектном подходе, который дает возможность горизонтально выстраивать коммуникации и заявлять о новых направлениях подготовки, соответствующих современным вызовам.

«Пришло время определяться университетам: открытые данные, цифровые платформы, сквозные технологии, междисциплинарность - все то, без чего ни один вуз не сможет быть передовым», - подчеркнула она. При этом эксперт добавила, что "почти все вузы Проекта 5-100 хорошо продвигаются в международных рейтингах, но сегодня пора говорить о скорости бега. Нужно не просто готовить кадры для рынка, а стать драйвером развития рынка».

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев отметил, что государственная политика в сфере высшего образования реализуется через три приоритетных проекта. Это «Экспорт российского образования», это «Вузы как центр пространства инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда».

_S2A7309.jpg


«Если говорить о задачах проекта «Современная цифровая образовательная среда», то у него одна цель - чтобы к 2020 году российское образование в значительной мере было цифровым, современным, отвечающим международным стандартам. Как мы будем достигать эту цель? Предусмотрено три шага. Первый - это инфраструктура, обучение преподавателей и создание системы качества, которая обеспечит доступ студентам ко всем качественным, в том числе федеральным, образовательным стандартам. Второй этап - наполнение контентом. И, наконец, третий этап - это встраивание проекта в цифровую экономику, в современные глобальные проекты. Министерство образования провело конкурс, в нем приняли участие 102 университета, из этого числа 19% - вузы проекта 5-100. При этом у нас было 17 лотов, из них в 12-ти победителями стали вузы проекта 5-100. Это означает, что фактически ответственность за реализацию проекта ложится на вузы 5-100».
В своем выступлении в качестве участника пленарного заседания Андрей Клемешев рассказал об истории университета, обозначил вехи его становления и наметил основные стратегические направления развития, которые были выработаны с учетом того, что вуз находится на территории, которая отделена несколькими границами от основной территории России.

Андрей Клемешев: «Для нас очень важно стать общепризнанным научно-образовательным, исследовательским, аналитическим центром в вопросах прикладной философии, проблемах комплексного развития особых территорий, экосистем и обеспечения устойчивого развития особых территорий России.
И поскольку одним из показателей результативности существующей стратегии является вхождение в рейтинги, университет должен сконцентрировать ресурсы на самых перспективных направлениях. Университету очень важно исходить из того, что он должен стать драйвером регионального развития. По сути, это национальная повестка дня, и мы отдаем себе отчет в уровне ответственности».

Директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков рассказал о том, как может выглядеть будущее, и о том, как университетам не отстать от стремительного развивающихся технологий.
А куратор сети технопарков «Кванториум» Марина Ракова обратила внимание на важность нестандартных, современных подходов к образованию.

_S2A7050.jpg


«Кванториум - это особая среда, в которой находятся дети, преподаватели, молодые ученые, аспиранты, магистранты, специалисты предприятий. И все вместе они реализуют разного рода проекты - от конструкторских до исследовательских. Из последних достижений могу отметить реализацию проекта на нашей основной федеральной площадке - кванторианцы создали проект нейроуправления космического корабля «Федерация». Дети показывают фантастические результаты! Можно сказать, что применяемая в «Кванториумах» модель обучения - это квинтэссенция всего лучшего, что есть в нашем образовании и достойный ответ на вызовы сегодняшнего дня».

Второй день конференции, 22 сентября, начнется с круглого стола, посвященного запуску и работе единой платформы управления объектами интеллектуальной собственности, созданной на основе технологии блок-чейн. Соорганизатором сессии выступит Сергей Матвеев, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации. Семинар продолжит круглый стол, на котором эксперты из разных стран расскажут об опыте создания национальных рейтингов университетов. Предполагается участие разработчиков рейтинга «Три миссии университета», а также Perspektywy и других национальных и международных систем оценки деятельности вузов. В этот же день состоится традиционная сессия по наукометрии.
Среди основных тем программы семинара-конференции 21-22 сентября: сетевое взаимодействие университетов, редизайн образования, международные магистерские программы и летние школы, гуманитаристика в цифровую эпоху, инновационный и научный потенциал российских вузов, Россия в Megascience и другие.

Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта