Более 900 студентов ТюмГУ учатся по новой образовательной модели

Как показывают актуальные исследования мирового рынка труда, последние несколько лет требования работодателей к выпускникам высшей школы серьезным образом меняются. Более 90% из них считают недостаточным формирование у студентов только профессиональных компетенций, указывая на важность развития у них так называемых надпрофессиональных компетенций, таких как критическое мышление, способность к самообразованию и саморазвитию и др. Реализовано это может быть только с учетом принципа индивидуализации образования, что предполагает свободный выбор студентом ряда предметов в зависимости от его личных предпочтений. В этом году на серьезный эксперимент по внедрению индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) решились 4 учебных института ТюмГУ: Институт филологии и журналистики, Институт химии, Институт психологии и педагогики, Институт истории и политических наук и Школа перспективных исследований. «Мы ставим перед собой масштабную задачу создать в университете механизмы и инструменты для индивидуализации образования, сформировать условия для построения каждым студентом собственной траектории развития. Это станет основой новой образовательной модели ТюмГУ на долгие годы вперед», – комментирует ректор университета Валерий Фальков. Благодаря внедрению системы ИОТ первокурсники получили возможность наряду с изучением обязательных дисциплин самостоятельно формировать личный учебный план за счет выбора учебных курсов (элективов) из пяти областей знаний (75 курсов). Отметим, однако, что, согласно нормативным документам, выбор и изучение элективных дисциплин станет возможным только со 2-го семестра. Пока же, в 1-м семестре, важно «ввести» студентов в особый режим вузовского учебного процесса и заложить базу, на основе которой они смогут в дальнейшем самостоятельно выстраивать свое расписание. Согласно учебным планам в 1-м семестре студенты будут изучать только обязательные базовые дисциплины. В соответствии с требованиями ФГОС обязательными для изучения в вузе являются: – дисциплины профессионального блока (Major), которые обеспечивают формирование профессиональных компетенций; – и дисциплины общеобразовательного блока (Соre), обеспечивающие формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций обучающихся. Важно, что обязательные дисциплины блока Core едины для студентов всех направлений подготовки, участвующих в эксперименте. Это значит, что и филологи, и химики, и психологи, и историки, и др. в течение 1-го семестра получат одинаковый объем базовых общеобразовательных знаний: – Иностранный язык (3 з.е.*); – Безопасность жизнедеятельности (1 з.е.); – Россия и мир (4 з.е.); – Естественно-научная картина мира (4 з.е.); – Философские методы в цифровую эпоху (4 з.е.); –Физическая культура: теория и методика двигательной деятельности (2 з.е.). Если сравнить новый учебный план с прошлогодним (тем, что был до перехода на систему ИОТ), то мы увидим, что и там, и там блок обязательных общеобразовательных дисциплин достаточно объемен. С той лишь разницей, что раньше базовые общеобразовательные дисциплины распределялись на несколько семестров, а теперь – усиленно даются в первом. *Зачетная единица (з.е.) – единица измерения трудоемкости учебной работы и других мероприятий образовательной программы или учебного плана. Содержание одной зачетной единицы соответствует 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет