Профессор Штольценберг: «Нет, пожалуй, ни одного аспекта системы Канта, который бы не вызывал дискуссии»

21 августа в Светлогорске открылась первая в России летняя школа по изучению наследия Иммануила Канта. В качестве организатора выступила Академия Кантиана – недавно созданное научно-исследовательское подразделение Института гуманитарных наук БФУ им. Канта. Научный руководитель школы – Юрген Штольценберг, профессор Университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттенберг), член правления Кантовского общества Германии и жюри премии им. И. Канта, член Гёттингенской академии наук, инициатор и соредактор трехтомного Kant-Lexikon (Берлин, 2015).
Во время небольшого перерыва между занятиями известный ученый ответил на несколько вопросов kantiana.ru.

– Профессор Штольценберг, тема летней школы посвящена этике Канта. Скажите, пожалуйста, в решении каких современных этических проблем может помочь философия Канта?

– Нужно отметить, что Кант в своих работах уделял большое внимание проблеме достоинства человека. После Второй Мировой войны в Конституции ФРГ, а затем и в законодательствах большинства других стран было введено понятие человеческого достоинства в интерпретации, которая очень близка кантовской. И только в последнее время появились публикации, в которых позиция Канта в этом вопросе ставится под сомнение. В частности, критике подвергается принцип, согласно которому достоинство – это то, чем обладают все без исключения люди вне зависимости от их поступков, ситуации или какого-либо другого контекста. Впрочем, в европейских комиссиях по этике много приверженцев кантовской философии, и это внушает определенный оптимизм.

S2A0603.jpg

– Что бы вы посоветовали человеку, решившему в зрелом возрасте понять философию Канта? С чего следует начать?

– Начать можно с работы «Основоположение к метафизике нравов», где освещаются этические вопросы. Особое внимание стоит уделить двум первым разделам. В целом же человек, решивший заняться философией, должен, как Декарт в своем «Рассуждении о методе», попытаться избавиться от своих устоявшихся представлений о многих вещах и начать всё с чистого листа. Полезно, что называется, взять в скобки свой прежний жизненный опыт и подвергнуть сомнению все то, в чём раньше не сомневался. Так, собственно, сам Кант советовал своим студентам начинать свой путь в философии.
И, конечно, очень актуальной работой Канта является его трактат «К вечному миру». С ней тоже важно ознакомиться.

– Вы признанный во всем мире эксперт философии Канта. Скажите, во всем ли вы согласны с ним? Есть ли что-то в его учении, что вы никак не можете принять?

– Нет, пожалуй, ни одного аспекта системы Канта, который не ставился бы под сомнение другими философами, который бы не вызывал дискуссии. Никогда его выводы не воспринимались как истина в последней инстанции.
Вот, например, учение Канта о времени и пространстве, которые выступают у него как формы созерцания. С этим трудно согласиться, это, действительно, одна из самых проблемных частей кантовского учения. Хотя, с другой стороны, существует мнение, что Кант задолго до Гуссерля открыл другую концепцию времени – феноменологическую.
Приведу, с вашего позволения, еще пару примеров. Сегодня мы в Летней школе обсуждали представление Канта о боге. Современному человеку довольно трудно мыслить о боге как некой персоне, некой личности, которая обладает разумом и волей, является творцом мира и морального порядка. Кант, между тем, мыслил бога именно так…
Еще следует отметить, что Кант в своем учении об искусстве связывает понятие возвышенного только с природой. И такая позиция не может не вызывать вопросов. Уже Фридрих Шиллер критиковал его за это...
А еще у Канта было довольно традиционное, обусловленное временем, представление о женщинах. Оно весьма патриархально и отчасти соответствовало представлению о женщинах Руссо. При этом оно противоречило принципу самого Канта о том, что все люди являются свободными существами и обладают достоинством.
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта