За факелом и флагом: старт дан!

10 июля на самой северной в мире компрессорной станции — Байдарацкой — состоялось торжественное открытие серии мероприятий в рамках празднования полувекового юбилея «Газпром трансгаз Ухта». Это событие, давшее старт праздничному туру по всем населенным пунктам деятельности предприятия, стало отправной точкой и для участников пресс-тура «В ритме времени». В торжестве приняли личное участие генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александр Гайворонский и начальник воркутинского линейного производственного управления магистральных газопроводов Олег Климанов, почетными гостями стали сотрудники, ветераны компании и рабочий коллектив компрессорной станции «Байдарацкая».Ямал как вершина истории и географии ООО «Газпром трансгаз Ухта»Полуостров Ямал, Байдарацкая губа, Бованенково — эти топонимы имеют для ООО «Газпром трансгаз Ухта», да и всей отечественной газовой отрасли, без преувеличения, сакральный смысл. Здесь, в краю вечной мерзлоты и полярной ночи, знают настоящую цену теплу и свету. Все, что касается промышленного освоения Ямала в летописи Компании, описывается эпитетами «исключительный», «самый», «первый в истории», «беспрецедентный» применительно ко всем аспектам — климатическому, технологическому, коммуникационному. И это вполне оправдано тем, что и сам Ямал — это не проект, а уникальный по значению, масштабам и сложности стратегический мегапроект по созданию нового центра газодобычи, высшая точка надежд, технологий, перспектив, и наконец, это объективно самый северный пик на карте промышленных свершений ООО «Газром трансгаз Ухта».«Мы неспроста выбрали началом маршрута Байдарацкую компрессорную станцию в преддверии празднования нашего юбилея. Впереди у нас очень большие проекты и Ямал на сегодняшний день остается самой мощной сырьевой базой. И я рад, что газ из ямальских месторождений транспортирует замечательный коллектив воркутинского линейно-производственного управления байдарацкой компрессорной станции!» — поприветствовал коллег генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александр Гайворонский.Собственно, новейшая история мегапроекта «Ямал» еще не насчитывает и десяти лет. Строительство системы магистральных газопроводов Бованенково-Ухта началось в 2008 году, в этом же году была пробурена первая эксплуатационная скважина на Бованенковском месторождении. 4 декабря 2008 г. был сварен первый стык газотранспортной системы: от газового месторождения до Ухты проложено 1260 км. газопровода. А уже в октябре 2012 года стартовала промышленная добыча газа на Бованенково и голубое топливо потекло с вершины мира по стальным магистралям «Бованенково-Ухта» и «Ухта-Торжок» в Россию и Европу.Даже в составе удивительного во всех отношениях ямальского проекта в целом, сложность инженерных конструкций и технологических решений поражает: трубопроводы от Бованенковского месторождения сначала идут под землей, потом «ныряют» в Карское море на глубину 23 метра и вновь уходят под землю возле компрессорной станции «Ярынская».Но эти шедевры инженерной мысли — лишь вершина айсберга. Есть у ямальского проекта другая история, предопределившая его славное настоящее и большое будущее.Поздравляя с юбилеем ветеранов Компании, Александр Викторович отметил их неоценимый вклад в развитие ООО «Газпром трансгаз Ухта» и становление Ямала: «В эти дни мы вспоминаем наших ветеранов и первооткрывателей, тех, кто стоял у истоков зарождения нашей системы, тех, кто прокладывал газопровод „Сияние севера“, тех, кто открывал Вуктыльское месторождение. Уже несколько десятилетий назад первопроходцы высаживались на Ямал — геологи, буровики, и то, что сегодня, в 21 веке, мы имеем такую мощнейшую газотранспортную систему — заслуга тех, кто разведывал месторождения, наносил на карты будущие трассы, чтобы нам сегодня было суждено перелистнуть новую страницу истории ООО „Газпром тансгаз Ухта“ и истории всего „Газпрома“. И благодаря вашим усилиям, вашему труду этот проект сегодня реализован».«Кроме песцов нас никто не встречал»Промышленное освоение Ямала берет свое начало в 1975 г., когда руководство СССР приняло решение заняться изучением далеких подземных кладовых природного газа. 26 февраля 1976 года на мысе Харасавэй высадился первый десант газовиков. В 1987 году начался второй выход газовиков Коми на Ямал. Именно эти люди, первопроходцы сделали невозможное: на стыке двух свирепых северных стихий, тундры и океана, создали условия для прокладки коммуникаций, обустройства бытовой и производственной инфраструктуры. Вот что рассказывает об этом участник первых ямальских экспедиций, ветеран труда газовой промышленности Александр Загурдаев.В 1976-77 годах состоялся выход на мыс Харасавэй. Мы привезли с собой все необходимое: построили гостиницу, столовую, овощехранилище и массу других объектов, завезли технику. В 1987 г. начали готовиться к еще одной высадке на Ямал в районе Бованенковского месторождения. В ноябре 1986-го все, что мы подготовили, было погружено на три сухогруза измещением 5 тысяч тонн. И в сопровождении ледокола «Арктика» этот караван подошел к устью реки. Вся сложность была в том, что нас там кроме песцов никто не встречал. Ледокол сумел подойти только на 4,5 км. к берегу, сухогрузы стояли рядом. Началась работа по выгрузке всего, что мы привезли с собой. Ноябрь тут неласковый, было холодно и неуютно, мы разгружались более месяца. Когда развернулись на берегу, обеспечили питание и проживание работникам, нас было порядка ста человек. Стали работать над сбором буровой установки, поставили электростанцию, здания быстрой сборки ангарного типа... Не могу сказать, что было легко, но был задор, была цель. И мы с этой работой справились.В августе 1988 г. к мысу Харасавэй пришел танкер с топливом, стал на расстоянии 2,5 км от берега. Чтобы слить это топливо, не пролив ни одной капли в море, мы сделали маленький байдарацкий переход, собрали понтон, поставили насосы. Буксир тащит, мы варим трубу, собираем шланги... и на берег в резервуарный парк приняли более 2,5 тыс тонн топлива для наших нужд. Вот так мы работали в то время. Не было зимника, не было иного сообщения. Конечно, не сравнить то время с нынешним, когда лично Президент РФ в 2012 году дал команду на пуск газового месторождения. Если бы я в то время сказал своим товарищам, что наступит время и на Бованенково будет аэропорт, прекрасные сооружения, которые добывают и перерабатывают газ, что будут новые буровые установки, никто бы мне не поверил, да я и сам, наверное, не поверил бы. Но так свершилось, и поэтому тот труд, который был затрачен на полуострове, окупает себя на сто процентов, потому что этот труд — это и экономическая безопасность всей России, и тепло, и уют в наших домах.Маршрут от «Я» до «Я»: четыре тысячи километров в стальном русле!В праздничное путешествие от КС «Байдарацкая» отправились не только сотрудники Компании и участники пресс-тура, но и главные юбилейные символы ООО «Газпром трансгаз Ухта»: факел и флаг.В рамках юбилейного тура ветераны Компании будут передавать флаг своим достойным продолжателям, молодым работникам общества. Из рук Александра Загурдаева флаг, как символ, объединяющий трудовые поколения , принял приборист шестого разряда КС «Байдарацкая» Евгений Кожин.Непосредственно старт юбилейному туру «В ритме времени» был дан зажжением факела, которому предстоит преодолеть четыре тысячи километров за 38 дней и побывать в 14 линейно-производственных управлениях магистральных газопроводов до Ямала до ЯрославляНачальник воркутинского ЛПУМГ Олег Климанов, вместе с Александром Гайворонским принявший участие в церемонии зажжения факела, отметил, что находит эту идею замечательной: «Факел символизирует тепло, свет, энергию — все то, на что направлен наш с вами ежедневный, ежечасный труд. Эта акция позволит воочию убедиться, как велика по протяженности газотранспортая система ООО „Газпром трансгаз Ухта“, но как оперативно и безотказно при этом она действует, доставляя газ до потребителя».Итак, юбилейный факел начал свое путешествие и первые вехи этого пути нам, участникам пресс-тура, предстоит преодолеть вместе с ним.Достижения и рекорды мегапроекта Ямал:Мегапроект «Ямал» не имеет аналогов по уровню сложности. Углеводороды сосредоточены в трудноступном районе с исключительно тяжелыми климатическими условиями. Полуостров характеризуется наличием вечной мерзлоты, продолжительным зимним периодом и низкими температурами (до −500С).На Бованенковском месторождении впервые в России используется единая производственная инфраструктура для добычи газа из сеноманских (глубина залегания 520-700 м) и апт-альбских (1200-2000 м) залежей.Впервые в «Газпроме» на Боваенковском месторождении внедрены в эксплуатацию автоматизированные модули технологической обвязки скважин (МОС-2).Ямальский газ транспортируется в Единую систему газоснабжения России под рекордным для сухопутных газопроводов давлением 11,8 Мпа (120 атм.).Прокладка газопровода в сложных природных условиях по дну Байдарацкой губы (частые шторма, сложные донные отложения, промерзание дна) стала первым подобным опытом строительства не только в России, но и в мировой практике.Железная дорога «Обская-Бованенково-Карская» протяженностью 572 км с учетом климатических условий, в которых ей приходится функционировать, не имеет аналогов.Мост через пойму реки Юрибей, возведенный практически на непригодном для строительства грунте, не имеет аналогов в практике мостостроения как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям.Далее: Какие проекты Ухтинского государственного технического университета считают наиболее успешными в ООО «Газпром трансгаз Ухта»? Куда и зачем полетит из Ухты мраморная птица? Каким будет Ухтинский дворец культуры? Как попасть на работу на Ямал? Ответы на эти и многие другие вопросы из первых уст по материалам пресс-конференции генерального директора ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александра Гайворонского.Подробный дневник пресс-тура «В ритме времени» будет публиковаться на сайте УГТУ, портале международного отраслевого медиа-проекта UTime-News (http://utimenews.org/) и в сообществе пресс-центра УГТУ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/publicpressugtu.
Партнёр: Ухтинский государственный технический университет