Доцент Никита Никитин о своей стажировке в Болонском университете

Никита Никитин, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта БФУ им.И.Канта, в рамках Проекта 5ТОП100 уехал на стажировку в Болонский университет. Мы связались с ним через месяц после отъезда в Италию, чтобы выяснить, чему и как он учится в одном из старейший университетов мира.


— Никита Сергеевич, почему именно Болонский университет? 

— Сфера моих научных интересов — контроль над  двигательной активностью. В нашей стране был накоплен достаточный опыт в этом направлении. Но, к сожалению, сейчас признанным мировым центром в этом направлении стал Болонский университет. Здесь есть целая Школа фармацевтики, биотехнологий и спортивной науки, в её лабораториях разрабатываются самые современные методики контроля двигательной активности и методики оценки результатов этого контроля. Это очень важно, именно поэтому я написал в лабораторию биомеханики профессору Antonio Cicchella  и спросил о возможности стажировки. Он довольно быстро ответил, а дальше помог  Офис 5ТОП100 БФУ им.И.Канта.

— Объясните, что такое биомеханический контроль?

— Объектом биомеханического контроля служит моторика человека, т. е. двигательные (физические) качества и их проявления. Биомеханика двигательных действий изучает свойства и функции опорно-двигательного аппарата и двигательные действия человека с позиции классической механики (на основе понятий, принципов и законов классической механики). Биомеханика – смежная наука. Она возникла на «стыке» двух наук: биологии (науки о жизни) и механики (науки о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между телами). Существует большое разнообразие двигательных действий человека: бытовые, трудовые, оздоровительные (физические упражнения), спортивные и др. Меня интересует контроль над  выполнением оздоровительных и спортивных двигательных действий.

Музей анатомии Болонского университета
Музей анатомии Болонского университета
Музей анатомии Болонского университета


— Ваша личная цель какая? Не просто образование, а что-то конкретное?

— С 2010 года я под руководством профессора В. К. Пельменёва исследую возможности  физической культуры при психолого-педагогическом сопровождении  ВИЧ-инфицированных детей. Поэтому моя  задача состоит в том, чтобы в итоге подготовить методику оценки физического развития и физических качеств подростков. Такие знания позволят мне провести исследования в России и оценить физическое развитие и физические качества детей с ВИЧ и сравнить их со здоровыми детьми. Это будет часть моей докторской диссертации, посвящённой реабилитации детей с ВИЧ. Цель работы — разработать и обосновать концепцию,  структурно-функциональную модель, принципы, технологию  и организационно-методологическое  обеспечение психолого-педагогической поддержки  при комплексной медико-социальной помощи и сохранении здоровья учащихся, живущих с ВИЧ. Хотя тема ВИЧ и СПИДа на слуху, таких исследований пока  нет. Так что у БФУ им.И.Канта есть возможность стать лидером в направлении по оценке физического и физиологического развития детей с ВИЧ. Причём не только в России, но и в мире.

В идеале я хотел бы, чтобы на базе БФУ была создана, например на «Фабрике», аналогичная биомеханическая лаборатория. При  организации работы этой лаборатории очень полезно будет  учесть все замечания и пожелания специалистов, работающих в Болонском университете. Местная лаборатория считается одной из лучших в мире. В такой лаборатории смогут проводить исследования и биологи, и физики, и медики, и, конечно, специалисты по физической культуре и спорту.

Конференция
Рабочее место на кафедре

— Никита Сергеевич, как проходит стажировка? Вам читают лекции? Вы участвуете в лабораторных исследованиях? Сами проводите занятия для студентов?

— Лекции мне, конечно, не читают.  На 2 месяца я стал сотрудником лаборатории биомеханики. У  меня есть своё рабочее место, доступ к библиотеке Болонского университета. По возможности, я по своему желанию посещаю занятия, которые проводят местные преподаватели для магистрантов и аспирантов. Больше меня интересуют, конечно, практические занятия  в спортзалах и в бассейне. Сам я провёл две лекции по истории и организации физического воспитания и спорта в России. Конечно, принимаю участие в лабораторных исследованиях, проводим анализ двигательной активности. И таким образом осваиваю и методику работы, и логику построения самих исследований.  

На этой неделе, например, здесь состоялась очень серьёзная международная научная конференция "The role of education in a globalised world". На открытии конференции была министр образования Италии, а также министры и специалисты из министерств других стран, даже из Камбоджи и Филиппин. Профессор представил меня ректору университета Francesco Ubertini. Ректор с интересом послушал о моей стажировке и сказал, что в сентябре собирается в Москву и Санкт-Петербург. Конечно, я пригласил его посетить и БФУ им. Канта!

Во время лабораторного исследования
Один из спортивных залов Болонского университета

— Вы уже дважды упомянули профессора Antonio Cicchella. Вы работаете с ним или с его ассистентами?

— По-разному. Например, два раза в неделю я с ним езжу на поезде в Римини, где находится один из корпусов Школы. Там он ведёт занятия, а я слушаю. В университете у него огромный авторитет, он знает всех специалистов в этой сфере, включая медиков, у него огромный исследовательский опыт, поэтому общение с ним чрезвычайно интересно. Кстати, у его лаборатории есть партнёры по всему миру: от США до Китая, включая Россию — Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма и Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта.

— Вы говорите по-итальянски или всё общение на английском? И вообще, как складываются отношения с коллегами?

— С коллегами и студентами я общаюсь на английском. Проблем пока не возникало. Итальянский начинаю осваивать, но на уровне «привет» и «пока», этого для научной работы недостаточно.

Что касается отношений с коллегами, то все очень доброжелательные. Здесь есть такое негласное правило: вся кафедра собирается на обед вместе в столовой и делится впечатлениями, общается. Это очень сближает. По выходным все вместе ездят в походы, участвует в соревнованиях. Понравилось, что университет очень велосипедизирован. В городе, где на 500.000 человек приходится 100.000 студентов, почти все пользуются велосипедами. Тот факт, что я люблю ходить в походы, бегать и ездить на велосипеде, сразу сдружил меня с сотрудниками кафедры. Коллеги рассказали мне, где можно недорого купить велосипед, куда сходить в поход и как попасть в бассейн и тренажёрный зал. Очень было приятно, когда узнал, с каким уважением относятся к нашим выдающимся соотечественникам, учёным в области спорта, например, Юрию Витальевичу Верхошанскому или Владимиру Михайловичу Зациорскому. Так что мне очень комфортно.

В окресностях Болоньи
В велопоходе с коллегами

Профессор Antonio Cicchella
Болонья - студенческий город

Фото: Никита Никитин  


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта