Социологи определили социально-профессиональный портрет учительства Ямала

680 учителей Ямало-Ненецкого автономного округа приняли участие в социологическом исследовании учебно-научной лаборатории, действующейпри кафедреобщей и экономической социологии ТюмГУ. Темой исследования стал социально-профессиональный портрет учительства Ямала. Работа подруководством научного руководителя ТюмГУ Геннадия Шафранова-Куцева выполняласьпо заказу Ямало-Ненецкой окружной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. Среди опрошенных вкаждом втором случае респондент был первым в поколении, проживающимна Крайнем Севере, вкаждом третьем случае на этой территориипроживают два поколения (помимо респондента до него здесь жили илиживут его родители). Оказалось, что основным каналом миграции на ЯНАО являются другие субъекты Россиии другие страны (85%). Как отмечают социологиТюмГУ, вопреки распространённому мнению, что Север «пополняется» за счёт приезжих с юга Тюменской области, в действительности оттуда приехал лишь каждый восьмой респондент.«Всю выборочную совокупность можно разделить на три категории: каждый седьмой представляет коренное население («аборигены»), три четверти – приезжие, постоянно проживающие на территорииавтономного округа, а каждый тринадцатый – приезжий, проживающий временно», – уточняют исследователи Галина Ефимова, Елена Любимоваи Максим Семенов. Для двух третей педагогов основными мотивами переезда на Крайний Север стали «перспектива высокого заработка» и «переезд вслед за супругом илисупругой». Любопытно, что вкачестве наиболее значимых специфических «северных» условий и факторов, которые осложняют работу педагогических коллективов, названы: климатические условия (90%); территориальная отдалённость от других субъектов РФ и крупных образовательных центров (85%); удалённость учреждения, труднодоступность во время межсезонья (65%); последствия погодных условий (47%); смещение графика учебного процесса (22%); межнациональное взаимодействие (10%). Наиболее важным специфическим качеством учителя национальной школы большинство опрошенных назвали «владение языком народностей Крайнего Севера» (68%), «владение внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью» (63%), «особо бережное отношение к личности ребёнка, находящегося в удалении от родителей и семьи» (62%). В ходе исследования прояснились и проблемы кочевых школ. Средитрудно решаемых у респондентов на лидирующихместах оказались «недостаточная психологическая и методическая подготовка учителей к работе в кочевых школах» (27%) и«отсутствие или недостаток учебных и методических пособий, адаптированных к обучению детей в кочевых школах» (15%). Источник: Управление информационной политики ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет