По итогам года коллектив ТюмГУ получит премию

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! Прошедший учебный год выдался насыщенным и богатым на события. Это был очень динамичный, содержательный и интересный год. 10 месяцев назад, 23 октября 2015 года, в сложнейшей конкурентной борьбе мы получили право стать участником самого престижного в России проекта по развитию университетов – Проекта 5-100.Что изменилось в нашей жизни? Ответ мне хотелось бы предварить двумя принципиально важными замечаниями. Во-первых, каким бы противоречивым ни было отношение общества к Проекту 5-100 и к нашему участию в нем, очевидно, что загод Тюменский государственный университет существенно укрепился и стал значительно сильнее. Во-вторых, приняв вызов, мы начали меняться. За прошедший год мы создали основу для системных преобразований в университете, а часть из них уже запустили. Самое главное, мы принципиально по-другому стали относиться к выбору приоритетов и стратегическим вопросам развития университета. Это потребовало нового формата коммуникации как внутри вуза, так и между руководством университета и коллективом. Если говорить о фактах, то мы стали автономным учреждением. Это не просто формальное юридическое изменение типа организации, это изменение принципов работы. Переход в автономное учреждение влечет за собой существенное изменение системы управления университетом. Уже в ближайшее время начнут работуНаблюдательный, обновленный Попечительский и Международный советы. При этом, я думаю, нам вполне удастся встроить их в уже существующую систему, в том смысле, что свою значимость не потеряет ни конференция трудового коллектива, ни Ученый совет. Благодаря личной поддержке губернатора Тюменской области Владимира Владимировича Якушева, заинтересованному участию большинства членов регионального правительства, мы сделали очень серьезный шаг вперед. Мы запустили беспрецедентную программу обновления инфраструктуры университета. Приведу только один пример: это будущая именная аудитория им. профессора Дёгтева, одного из лучших наших математических логиков. Сегодня это учебная аудитория 111, в новом виде она будет сдана к первому октября. Мы проведем там выездной Ученый совет, и вы убедитесь в том, что это принципиально по-иному организованное пространство, в котором будут заниматься студенты и преподаватели. Это учебная аудитория XXI века. Я хотел бы обратить внимание, что текущие капитальные ремонты, строительство нового спортивного комплекса с бассейном, реконструкция здания Института наук о Земле,радикальное обновление общежития по улице Красина, решение принципиального вопроса о строительстве нового кампуса – это хороший шаг вперед. Сегодня главное – сохранить эту динамику в непростых условиях. В репутационном плане мы без всяких оговорок вошли в число ведущих вузов России. Это заметно, прежде всего, по итогам приемной кампании. Наконец, еще одно знаковое событие: в этом году состоялся первый выпуск в Политехнической школе. Программа "Интеллектуальное месторождение" оказала очень существенное влияние на университет. 90% выпускников трудоустроены в лучшие российские компании на высокооплачиваемые должности. Почему я придаю этому обстоятельству такое значение? Потому что через Политехническую школу мы совместно с Тюменским индустриальным университетом можем выстроить принципиально иного уровня и качества отношения с крупнейшими компаниями России. Лучшим подтверждением этому является новая магистерская программа, предназначенная для бакалавров математики, физики ихимии, – «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа». Мы запустили эту программу в сжатые сроки, но результаты, на мой взгляд, очень достойные. Поступил 31 абитуриент: шесть иностранных граждан (трое из Казахстана, двое из Узбекистана, один из Таджикистана). В числе поступивших один выпускник – бакалавр Московского госуниверситета, один выпускник бакалавриата Бауманского университета, четыре выпускника Российскогоуниверситета нефти и газа. Есть выпускники Донецкого национального исследовательского университета, Новосибирского технического университета, Северо-Казахстанского университета. 10 выпускников Тюменского индустриального университета и 10 выпускников ТюмГУ. Почему к этой программе такой интерес? Потому что мы попробовали принципиально иной формат магистратуры. Мы сменили образовательную технологию. Образование будет осуществляться через проект. Мы нашли партнера. Это компания «Газпром нефть». Мы изменили подход к оценке результатов.Очень большое внимание уделили профессиональным и надпрофессиональным компетенциям современного инженера. Значимость приемной кампании Уважаемые коллеги! Уровень университета в значительной степени создают студенты. Если быть по-научному точным, то современная социология утверждает, что успешность университета на 40% зависит от качества студентов. В этом году мы сделали невозможное – преодолели трехтысячный рубеж и приняли 3245 первокурсников. Это самый лучший результат за последние 25 лет. Что это означает в практической плоскости? Это реальные шаги в сторону перехода к университету очной формы обучения. На бакалавриат и специалитет мы приняли почти 2700 человек. Только год целенаправленной, системной работы уже дал результат, показывая, что мы способны динамично двигаться вперед. Уровень университета в значительной степени задают студенты. Средний балл поступивших на бюджет – 72,25, самый лучший показатель за всю историю. И хороший в целом общий балл. Что касается магистратуры. Я хотел бы обратить ваше внимание, что количество договорников у нас небольшое – 7,3%. Это говорит о том, что здесь очень большие возможности для движения вперед. Я считаю, что на будущий год нам надо поставить себе задачу увеличить долю магистрантов из других вузов. Количество иностранных студентов, преимущественно из стран СНГ,выросло в 5,5 раз. Точно так же, я уверен, мы сможем стать привлекательными и для иностранных граждан из дальнего зарубежья.Российские вузы успешно рекрутируют с юго-восточной Азии, Ближнего Востока. Надо только научиться с ними работать. Задачи на следующую приемную кампанию очень простые по формулировке, но одновременно сложные в исполнении: существенно изменить порядок приема в магистратуру; обеспечить рост количества и качества магистрантов. В следующем году для поступления вмагистратуру все контрольно-измерительные материалы мы разработаем в ведущих вузах России, обеспечив лучшую экспертизу. Задача приемной комиссии – организовать в следующем году прием в магистратуру на платформе, к которой никто не будет иметь доступа. Обращаю внимание на то, что необходимо обеспечить рост количества и качества магистрантов. Этот тезис касается вопроса качества программ. Вторая задача очень важная – привлечь максимальное количество талантливых абитуриентов и поставить себе задачу по среднему баллу ЕГЭ достичь 75.Исследовательская деятельность Традиционно в России университетское образование было отделено от науки. Центром развития науки была Российская академия наук. Что касается Тюменского госуниверситета, то перед нами ставились совершенно другие цели. Мы были образованы как институт, и наша цель была подготовка кадров. В 1973 году мы стали университетом, но все это время накапливали потенциал. Сейчас мы стремимся стать исследовательским университетом, то есть настоящим университетом в том смысле, в котором его задумал Гумбольдт. В современных условиях невозможно называться университетом, если большинство преподавателей оторваны от реальной науки, если занятия ведут преподаватели, много лет не практиковавшие то, что преподают. Отсюда проистекает огромное множество проблем. Это очень актуальные для нас с вами проблемы. Стремительное нарастание разрыва между тем, чему учат студентов, и тем, что от них требует реальная жизнь. В данном случае я подвожу к тому, что наши сверхусилия по поиску приоритетных научных направлений и, может быть, гипертрофированное внимание к наукометрическим показателям имеютпрочное теоретическое основание. Для того чтобы стать по-настоящему исследовательским университетом, мы должны очень многое сделать. Что происходит с основными показателями? Я хочу с удовольствием отметить, что мыувеличим показатели по НИОКР в текущем году. Уже на данный момент 391 миллион поступил на счет и законтрактовано 479 млн рублей. Что касается количества публикаций в ведущих научных изданиях, хочу обратить внимание на два обстоятельства: здесь нет прорыва, но это результат серьезнейшей мобилизации всех тех, кто может и хочет писать. В этом году надо предпринять нестандартные шаги. Приоритетные задачи на предстоящий год Мы должны сконцентрироваться на формировании нескольких исследовательских групп мирового класса. Сразу для критиков и скептиков хочу сказать: никто не ставит вопрос таким образом, что вся остальная наука для нас перестанет существовать. Мы будем поддерживать всеинициативы ученых. Но нашим приоритетом будутисследовательские группы мирового класса. Второе. Перед нами стоит задача по повышению публикационной активности научно-педагогических работников и качества публикаций, а также индексация журналов университета в мировых базах. Здесь мы очень хорошо продвинулись: у нас появился журнал «Акарина», который уже индексируется во втором квартиле Scopus. Мы стали учредителями юридического журнала BRICS Law Journal.Что представляет собой высшее образование? Давайте задумаемся, что представляет собой высшее образование, которое мы даем в университете. К сожалению, у абсолютного большинства студентов и у многих сотрудников бытует достаточно упрощенное представление об этом. Мы, как правило, ассоциируем высшее образование с получением профессии. Я считаю необходимым сегодня обратить ваше внимание на следующие обстоятельства: заявляя о ТюмГУкак о ведущем вузе России, мы должны даже по образу мыслей соответствовать этому высокому званию. В ежедневной деятельности нам надо ясно представлять себе, что университет выполняет 3 основные функции: передача культуры, обучение профессиям и научные исследования. Поэтому наша с вами задача состоит не только в том, чтобы из среднего школьника сделать хорошего профессионала, но и сформировать из вчерашнего выпускника школы культурную личность, поднять его на уровень времени. Несмотря на весь пафос этого высказывания и очевидность моих тезисов, я обращаю ваше внимание на то, что такое понимание университета в ежедневной деятельности имеет глубоко идущие практические следствия. В частности, это предполагает принципиально иное отношение к гуманитарной составляющей в рамках естественно-научного и инженерно-технического образования. Кроме того, мы забываем, что современная культура во многом основана на науке, это особенность нашей эпохи. И поднять студента до уровня своей эпохи – значит приобщить его к самым передовым научным разработкам, показать ему научный фронтир, подвести его к переднему краю науки –границе между знанием и незнанием. Если мы не можем этого обеспечить, то мы по-настоящему не можем называться университетом. Это, мне кажется, очень важная часть нашей с вами миссии.Продвижение университета Здесь, как, собственно, и в других направлениях, у насесть значимые успехи. Во-первых, не могут не радовать результаты грантового конкурса Владимира Потанина. В прошлом году мы занимали недостойное 52-е место. Но 52-е место – это не то место, которое должен занимать ТюмГУ. Мы предприняли очень серьезные усилия в течение года для того, чтобы на предстоящий год значительно улучшить свои позиции. И вы видите, что количество грантов, полученных преподавателями, у нас максимальное. В Национальном рейтинге по «Исследованиям» и «Бренду» мы продвинулись вперед. В ближайшее время опубликуют результаты по критериям "Социализация", "Интернационализация", "Инновации". Нам есть над чем работать в этих направлениях. В части продвижения все вы знаете о программе «Глобальное образование». Она является маркером, показывает, какой статус имеет университет. У большинства вузов в России нет выпускников, которые обучаются по программе «Глобальное образование». На сегодня наш кадровый резерв – это Захар Ланец. В этом году поступил выпускник Политехнической школы Таир Есенбаев и Виктория Алешина из филиала ТюмГУ в Тобольске.Образовательная деятельность Обращаю внимание на глобальный контекст – что происходит в этой части? Стремительное развитие онлайн-курсов. У нас здесь есть, что сказать. На наши первые онлайн-курсы – «Историческую географию» и «Паразитологию» – записались по 2,5 тысячи человек. Что касается национального и регионального контекста, то я бы обратил ваше внимание на увеличение количества мигрантов, сокращение количества абитуриентов и экономически активного населения. Но практика прошедшей приемной кампании показывает, что и в этих условиях можно успешно двигаться вперед. Обращаю ваше внимание на то, что у нас отсутствует объективная система оценки квалификации преподавателей. Такую систему оценки нам надо проработать. Обязательно в этом году мы ее будем внедрять. Кроме того, у нас недостаточное количество программ на английском языке и отсутствует система сопровождения талантливых абитуриентов. Финансово-экономическая деятельность Приоритетные задачи на 2016/17 год. Нам важно до конца реализовать идею перехода на дифференцированную систему оплаты труда. Труд каждого, вне зависимости от ученой степени и звания, будет оплачиваться исходя из результатов. Далее – децентрализация бюджетного управления. Это означает, что дальше развиваться с таким бюджетом и с такими задачами, где один центр принятия финансовых решений, мы не сможем. Нам надо выбирать ключевых исполнителей на разных уровнях и делегировать им полномочия и ответственность. Мы продолжим отказываться от непрофильных видов деятельности и концентрировать внимание и ресурсы на ключевых направлениях. Для нас с вами 3 ключевых направления, по своей сути, рождению и миссии, – это образование, исследования и инновации. И в заключение. Я с удовлетворением хочу отметить, что результаты работы за девять месяцев очень приличные, в том числе и финансово-экономические в непростых социально-экономических условиях. К юбилею университета мы всем нашим большим дружным коллективом заработали хорошую премию. Презентация Источник: Управление информационной политики ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет