Александр Пузаков: осталось найти заказчика, который готов рискнуть

4 месяца назад проект «MOAR Stack» стал победителем регионального этапа «Startup Tour», получив право побороться за 2 млн рублей на финальном этапе. Однако перед стартаперами из БФУ им.И.Канта открылась куда более широкая перспектива: они побывали не только в Москве, но и в Финляндии, Германии и Великобритании, представив свою разработку настоящим инвесторам. Каков итог этих поездок и чему научились калининградцы за рубежом, мы спросили у  Александра Пузакова, руководителя проекта и по совместительству руководителя студенческого конструкторского бюро БФУ им.И.Канта.

— Александр, мы несколько раз пытались встретиться, но ты так часто бываешь в командировках, что разговор постоянно откладывался. Итак, о проекте «MOAR Stack» широкая общественность узнала в апреле благодаря Стартап Туру. Что было потом?

—  Ещё до Стартап Тура мы были отобраны в крупный европейский акселератор «Startup Sauna», он находится в Хельсинки, при университете Аалто. Поэтому команда разделилась: одни поехали в Москву на Startup Village, а другие прошли 5-недельный курс в Финляндии. Отбор туда был жёстким: специальная комиссия посетила 17 городов в 13 странах (Скандинавия, Прибалтика, Россия, Южная Корея, Китай, Африка), оценила порядка 700 стартапов, но участниками программы стали всего 14 проектов. То есть мы вошли в 2% лучших. Там мы занимались построением бизнес-модели, работали над презентацией, а в конце курса была конференция «Arctic15». В рамках конференции был demo-day, где мы смогли пообщаться с сетевым CTO евангелистом Cisco Моник Морроу, она сказала, что у нас интересная идея. И мы продолжаем переписываться. После этого мы были отобраны в число 9 проектов Startup Sauna, которые были представлены инвесторам.

— То есть из 14 прошли в девятку?

— Да, это ещё один фильтр. Мы  общались с инвесторами  в Берлине и Лондоне. В результате находимся в трек-листе у двух инвестиционных фондов.

— Параллельно вы дорабатываете технологию или всё время уходит на коммуникации?

— Да, конечно, дорабатываем. Часть команды постоянно совершенствует продукт. Главное, что мы должны понять сейчас, — работает ли технология так, как мы думаем? Модель работает, тестовый стенд работает. Остался последний шаг — внедрение, сбор данных с рынка, внесение корректировок  и масштабирование всей линейки.

Александр Пузаков на конференции Arctic15 в Финляндии

— Где планируете тестовую площадку размещать?

— Ведутся переговоры с несколькими компаниями. Во-первых, с русско-польской компанией «United Control» мы планируем пилот уличного освещения в одном из российских городов.  Во-вторых, вступили в коммуникацию с инвестфондом Ростелекома, им тоже интересна идея системы уличного освещения. И в-третьих, мы начинаем работать с GS Group по теме индустриального интернета, возможно, тестовая площадка появится в Гусеве.

— Итак, позади 5 недель в Финляндии, общение с инвесторами в Берлине и Лондоне. Чему вас научили эти поездки?

— В целом, всё это прописные истины, которые по какой-то причине в России забываются. Например, если вы что-то сделали, то обязательно есть кто-то, кто сделал аналог или лучше: нельзя говорить, что конкурентов нет (если нет конкуренции, значит — нет рынка, следовательно, вы ничего не сделали). Обязательно нужно получать фидбек от рынка, что нужно изменить, усовершенствовать или добавить в продукт. И конечно, мы осознали важность коммуникации. Первые три недели в Финляндии никто из других участников не понимал, что же мы делаем. И только к пятой неделе мы смогли подобрать слова, чтобы объяснять, что же мы предлагаем, и убедили инвесторов, что наш стартап чего-то стоит. И эти навыки нам очень пригодились в Лондоне и Берлине: никому не интересны технические подробности вашей идеи, инвесторам важно понять, кому может быть интересна твоя разработка и сколько денег можно на ней заработать. На любой стартап нужно смотреть именно под таким углом. Конечно, можно заниматься какой-то сверхинтересной научной темой, но если её нельзя монетизировать, то бизнесу она не интересна.

— Ок. Раз понятные слова найдены, объясни, какой же продукт создала твоя команда. Потому что в апреле после вашей победы в Стартап Туре мало кто в университете понимал, что же вы предлагаете!

— На самом деле, наша технология не пользовательского характера, поэтому описать её пользу обычному человеку довольно сложно. Мы создали технологию, которая позволяет объединить в одну сеть абсолютно любые устройства. Это необходимо для максимальной автоматизации, максимальной информатизации производств или инфраструктур. Эти сети могут включать миллионы устройств, эти устройства будут обмениваться данными, снижать затраты на производство.

— Опять малопонятно. Ты уже упомянул о системе уличного освещения, объясни на этом примере.

— Система уличного освещения позволит  нам получать информацию с каждой лампы (например, горит / не горит) и контролировать их. Или экономить электроэнергию по ночам, включая каждый второй фонарь. Но на самом деле, сеть уличного освещения — это базис, на эту сеть можно повесить общедомовые датчики, в результате коммунальные службы получат информацию о состоянии водоснабжения и энергопотребления по каждому дому. Или повесить автобусные маршруты, и не придётся отслеживать перемещение транспорта по Глонассу:  можно постоянно, в режиме реального времени, знать, где именно находится автобус. То есть сеть из фонарей — это не конечный продукт, а продукт, который позволяет нам шаг за шагом приближаться к тому, что обычно называют «умным городом». Сейчас сети строить дорого. То есть традиционная сеть требует установки вышки, которая в радиусе 10 км собирает информацию с подключённых устройств. Далее эта информация передаётся в облачные хранилища, обрабатывается там, а потом оттуда поступает к вам. Это сложно и дорого. И в этом главное преимущество нашей системы: мы строим такую ячеистую сеть без управляющих узлов, это самоорганизующиеся сети, точнее — Mesh-сети. Это инфраструктурная технология, которая даже на уровне энергопотребления гораздо дешевле существующих сетей. 

Награждение победителей Стартап Тура 2016 в Калининграде

— То есть возможности технологии весьма широки, осталось найти первого заказчика…

— Да, осталось найти заказчика, который готов рискнуть. Конечно, мы можем построить какую-то пробную сеть, но нам важно и интересно, чтобы была реальная задача. То есть какая-то компания или муниципалитет не могут решить конкретную проблему с помощью традиционных сетей, в этом случае мы сможем сфокусироваться на чёткой задаче и по-настоящему оценить возможности нашего технологического решения.

— Будем надеяться, что переговоры с потенциальными заказчиками завершатся успешно.

— Спасибо, мы в это верим. 


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта