Второе заседание рабочей группы при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

20 октября 2014 г. в НИУ Высшая школа экономики (г. Москва) состоялось  второе заседание Рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте Российской Федерации  по профессиональным квалификациям (НСПК). В заседании принял участие эксперт Рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, директор МИПК ННГАСУ профессор В.В. Бородачев.

 

Повестка дня заседания включала в себя:

 

ВОПРОС 1: «О ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

 

A.   Законодательное обеспечение профессионально-общественной аккредитации – позиция работодателей.

Лейбович Александр Наумович, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций»

B.    Профессионально-общественная аккредитация как результат согласованной работы работодателей, образовательных и аккредитующих организаций

Прокопов Федор Тимофеевич, вице-президент РСПП (заместитель председателя НСПК)

C.   Опыт общественной аккредитации вузов в сфере юриспруденции и контуры  новой модели профессионально-общественной аккредитации

Редькин Игорь Владимирович, заместитель Председателя правления Ассоциации юристов России

Выступления:

1.       Модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Факторович Алла Аркадьевна, заместитель руководителя Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»

 

2.       Предложения по дальнейшему развитию профессионально-общественной аккредитации

Цветков Юрий Борисович, проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана

ВОПРОС 2: «ОБСУЖДЕНИЕ ДОРАБОТАННЫХ ПРОЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ: по обновлению ФГОС высшего образования с учетом положений профессиональных стандартов и по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов»

Выступления:

1.     Об учете замечаний и предложений рабочей группы при доработке проекта методических рекомендаций по обновлению ФГОС высшего образования с учетом положений профессиональных стандартов

Апыхтина Ирина Евгеньевна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России

2.     Заключение экспертов рабочей группы на доработанный проект методических рекомендаций по обновлению ФГОС высшего образования с учетом положений профессиональных стандартов

Серова Александра Владимировна, руководитель Методического центра Дирекции основных образовательных программ НИУ ВШЭ.

3.     Об учете замечаний и предложений рабочей группы при доработке проекта методических рекомендаций по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов

Бурункин Дмитрий Анатольевич, заместитель начальника отдела развития и нормативного регулирования ДПО Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО  Минобрнауки России

4.     Заключение экспертов рабочей группы на доработанный проект методических рекомендаций по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов

Яблонскене Наталья Леонидовна, руководитель отдела образовательных программ РОСНАНО

5.     Левченко Алексей Михайлович, директор ООО «Региональный Северо-Западный Межотраслевой Аттестационный Центр»

ВОПРОС 3: ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 195 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ажгиревич Артем Иванович, первый заместитель исполнительного директора Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России»

 

Подвел итоги заседания Кузьминов Я.И., ректор НИУ ВШЭ, руководитель рабочей группы.

 Рабочая группа сформулировала свою позицию по вопросу сопряжения профессиональных стандартов (ПС) и федеральных государственных стандартов профессионального образования (ФГОС).

 

1.Необходимо провести систематизацию профессиональных стандартов в  соответствии с заложенным в них уровнем обобщенности для конкретного вида профессиональной деятельности (национальные, отраслевые и «корпоративные»- на уровне организации). Это обеспечит базу (основания) для их сопряжения с образовательными стандартами профессионального образования и позволит задать рамку соответствия ПС,ФГОС, программам профессионального образования и обучения, образовательным программам вузов.

2. Существенный круг областей профессиональной деятельности не может регулироваться профессиональными стандартами в силу объективных трудностей, зачастую невозможности обобщения и типизации выполняемых профессионалами трудовых функций (философия, история, искусство, академическая деятельность и т.д.). Профессиональная деятельность в рамках таких областей регулируется иными механизмами (академические стандарты, творческие конкурсы, соревнования и др.).

При разработке рамки соответствия ПС и ФГОС необходимо учесть указанные особенности.

3.Наибольшее влияние профессиональные стандарты должны и могут оказывать на программы среднего профессионального образования (профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования, поскольку компетенции этих уровней образования могут быть описаны очень близко к трудовым функциям.

В меньшей степени профессиональные стандарты сопрягаются с программами высшего образования, особенно если речь идет о программах бакалавриата и аспирантуры. Чем выше уровень требований к специалисту  в части возможности решения им общесистемных, вариативных и нестандартных, исследовательских задач, тем большее значение приобретает академическая подготовка, выходящая за пределы регулирования профессиональными стандартами

4.Необходимо учесть тот факт, что вопрос «языков описания», используемых в профессиональных и образовательных стандартах, не может быть решен прямым приравниванием терминов; однако необходимость взаимопонимания на этом уровне остается очень высокой. Представляется важным, что сопоставимость ФГОС и ПС была заложена уже на уровне структуры указанных документов, сформировать методику сопоставления описания компетенций в ФГОС и ПС, что может повлечь за собой изменения в методике разработок и шаблонах как образовательных, так и профессиональных стандартов.

5.В целях обеспечения взаимопонимания по вопросу сопоставимости ФГОС и ПС целесообразно  проанализировать имеющейся положительный опыт перевода требований ПС в требования к конкретным образовательным программам (особенно магистерского уровня)- например, опыт работы с вузами Департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, и распространить признанные эффективными методики для разработки примерных образовательных программ к ФГОС ВО и конкретных ОП вузов.

 

В заседании принял участие эксперт Рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, директор МИПК ННГАСУ профессор В.В. Бородачев.
Партнёр: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет