В Московском политехническом университете состоялось заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

В Московском политехническом университете состоялось заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию на тему «Целевой прием и целевое обучение как ключевые факторы кадрового обеспечения приоритетных отраслей экономики». В заседании приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также российских университетов, осуществляющих подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса, системы здравоохранения и образования.


Заседание открыл председатель межведомственной рабочей группы, заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай Булаев, который отметил стратегическую важность целевых форматов обучения для нашей страны. По его словам, Минобрнауки России, регионы, вузы и работодатели ищут и находят нестандартные варианты и форматы развития целевого приема и обучения, однако многие системные проблемы остаются нерешенными и требуют, в том числе, принятия законодательных решений.

Целевой прием — это формат сотрудничества образовательной организации и работодателя, который предусматривает оказание работодателем поддержки студенту во время обучения с последующим трудоустройством студента. По данным Минобрнауки, с 2015 года общий поток целевого приема по всем образовательным организациям составил 15,01% от общего объема контрольных цифр приема: это чуть больше 76 тысяч бюджетных мест. По итогам приемной кампании 2015 года, средний балл ЕГЭ поступивших на очную форму в рамках целевого приема составил 61,6 балл, что ниже на 3,6 балла по сравнению со среднероссийским значением.

По словам заместителя Министра образования и науки РФ Александра Климова, экономика России активно использует механизмы целевого приема и целевого обучения, в первую очередь в вопросах подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса и для системы здравоохранения.

Так, в 2014–2015 годах была поддержана целевая подготовка около 6 тыс. студентов в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса и 22 проекта по инфраструктурному обеспечению целевого обучения таких студентов. Общий объем финансовой поддержки со стороны государства в 2014–2015 гг. на реализацию таких программ составил более 1 млрд. рублей.

В том, что касается совершенствования механизмов целевого приема и целевого обучения в сфере оборонно-промышленного комплекса, Министерством образования и науки РФ подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в статью 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Если этот проект будет принят, он даст возможность дочерним компаниям оборонных компаний также участвовать в определении перечня будущих абитуриентов в рамках системы целевого приема. Это позволит значительно расширить спектр выбора будущего работодателя для абитуриентов-целевиков, а предприятиям и университетам — совместно разработать новые механизмы поддержки студентов.

Одна из ключевых проблем связана с тем, что организации, которые заключают договоры целевого приема, не оказывают достаточной поддержки студентам, которые по завершении обучения должны приходить на предприятие. В среднем такая поддержка составляет около 36 тысяч рублей в год, что не позволяет сформировать систему мер, которая обеспечила бы приход квалифицированных молодых кадров на соответствующие рабочие места. Тем не менее, некоторые компании, в особенности в высокотехнологичной сфере, оказывают студентам-целевикам всестороннюю поддержку, причем не только финансовую, но также участвуя в образовательном процессе, позволяя студенту интегрироваться в профессиональную среду. Некоторые работодатели официально принимают целевиков на работу уже на втором-третьем курсе на стартовые позиции.

Между тем в сфере здравоохранения проблема недостаточной поддержки целевиков остается острой, так как бюджетные организации часто не имеют для этого достаточных ресурсов. Это создает угрозу не выполнения студентами принятых обязательств по трудоустройству. Как отмечалось на предыдущих заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам подготовки кадров для системы здравоохранения, в России наблюдается ощутимый кадровый дефицит медицинских работников, особенно в сельских районах: выпускники медицинских вузов неохотно отправляются в удаленные районы, а существующая система взаимодействия между вузами и медицинскими учреждениями регионов работает недостаточно эффективно для привлечения молодых специалистов.

Другой важной проблемой сегодня является прием на целевые программы недостаточно мотивированных абитуриентов, которые видят в целевом приеме в основном льготы с точки зрения баллов ЕГЭ. По словам Николая Булаева, целевой прием на бюджетные места должен основываться на конкурсном механизме, что позволит работодателю получать более мотивированных сотрудников, а абитуриентам — делать осознанный выбор. В 2016 году Минобрнауки России скорректировало подходы к выделению бюджетных мест по целевому приему: общее количество составит всего 9.07%, примерно 36 тысяч мест. Это связано с необходимостью повысить ответственность сторон: работодатели, которые принимают на себя обязательства, должны взвешенно подходить к отбору потенциальных студентов-целевиков, и определить новые форматы поддержки, которая является дальнейшим основанием взаимных обязательств студента и организации.

По словам Николая Булаева, для развития программ целевого приема и целевого обучения в ключевых для страны сферах необходимо разработать комплексный подход, который будет совмещать финансовые и политические инструменты, например, перераспределение стипендиального фонда в интересах государственных задач. Такой подход должен сочетать как дополнительные меры поддержки для студентов-целевиков, так и разработку эффективной системы взаимодействия работодателя, вуза и студента, более активное участие будущего работодателя в образовательном процессе и взаимную ответственность между работодателем и студентом.





Партнёр: Московский политехнический университет