Штука, пятёра и десятничек

Группа лингвистов Кемеровского госуниверситета на основе социологического опроса провела исследование среди жителей крупных городов Сибири (Барнаула, Кемерова, Новокузнецка, Омска, Томска и др.) для выяснения того, как люди называют деньги различного номинала.

Испытуемым предложили назвать свои варианты названия российских денежных единиц: 10 копеек, 1 рубля, 1 тысячи рублей, а также евро и доллара. Респондентам предлагалось ответить в общей сложности на 18 вопросов анкеты.

Проведенное исследование позволило учёным  сделать несколько важных выводов о ценностном отношении россиян к национальной валюте.

 «Прежде всего, следует отметить пренебрежительное и подчас уничижительное отношение к мелким деньгам, к которым относятся не только монеты, но и банкноты достоинством 50 и 100 рублей. Это проявляется в использовании деминутивных суффиксов, указывающих на то, что денежный знак воспринимается как «маленький» (полтинничек, десятничек), а также в ироническом применении суффиксов с увеличительным значением (сотыга, рублина). Банкноты достоинством в 500, 1000 и 5000 рублей в целом воспринимаются нейтрально или даже уважительно (пятихатка, штука, пять штук, пятёра), хотя и их номинации в некоторых случаях свидетельствуют об установке на уменьшение реального номинала национальной валюты (сравните: рубль  в значении «тысяча рублей», пять рублей, пятерка —  в значении «пять тысяч рублей»), — пишут учёные. — Тенденция к такого рода снижению образа рубля систематически прослеживается через разноуровневые языковые средства (экспрессивные суффиксы, используемые в ходе номинации, модели семантической деривации, метафорические и метонимические модели), что выглядит особенно показательно на фоне номинаций доллара и евро, в которых аналогичные процессы не обнаружены. По-видимому, выявленная закономерность обусловлена изменениями роли иностранной валюты в целом: она воспринимается носителями русского языка как прототипические (образцовые, прим. ред.) деньги».

Материалы исследования Т. В. Артемовой, П. А. Катышева, С. В. Оленева, Р. Ф. Шакурьяновой опубликованы в «Сибирском филологическом журнале».


Партнёр: Кемеровский государственный университет